17 августа 2024 года, в канун Недели 8-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Существуют различные версии истории Церкви, есть и та, которую можно назвать критической, в частности, приверженцы этой версии, среди прочего, не верят в то, что проповедь апостолов была мирной. Не верят, что апостолы действовали совсем не так, как в средние века позволяли себе действовать их преемники из числа иерархов Римской Церкви. Есть также те, кто склонен полагать, будто бы триумф христианства — следствие государственного диктата.
Мы смотрим на историю иначе, и мы убеждены, что единственный возможный путь христианской миссии был и остаётся тем, о котором мы можем прочитать у апостола Павла: письмо, написанное «Духом Бога живаго […] на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).
Причины нашей уверенности кроются не только в словах Нового Завета, они, в-первую очередь, во внутреннем свидетельстве верующих во Христа. Далеко не у всех из нас был тот, кто привлек нас в Церковь Христову и дал первоначальные знания о Боге. Далеко не все мы выросли в христианской среде. Многие были призваны так же, как и апостол Павел, то есть прямым воздействием Бога. Не каким-то трагическим стечением обстоятельств, а схожим с Павловым призывом, конечно, менее эффектным. Это то «веяние тихого ветра» в котором Господь и о котором говорит библейская Третья книга Царств в истории с пророком Илией, мимо такого призыва невозможно пройти. Призыв Бога не только очевиден для того, кто имел счастье его пережить, он ещё и «письмо… узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2 Кор. 3, 2).
Помимо собственно свидетельства о Боге, «письмо Христово, […] наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго […] на плотяных скрижалях сердца» — это ещё и понимание того, чего необходимо избегать, то есть внутренний нравственный закон. Святитель Амвросий Медиоланский писал об этом так: «Как представляется, мы слышим сам голос Господа, который одно запрещает, другое заповедует. […] Мы не читаем заповеди Божии, словно записанные чернилами на каменных скрижалях, но они вписаны в сердца наши Духом Бога живаго. Посему в наших собственных мыслях мы формулируем закон… Итак, нечто вроде закона Божия существует в сердцах людей». Именно на этот внутренний закон и стоит обращать особое внимание тогда, когда мы размышляем о собственных грехах. Лучшее пособие по подготовке к исповеди — это не перечни грехов, составленные кем-то другим, а личное внутреннее свидетельство, которое основано на вписанных в сердце заповедях Божиих. Вся христианская аскетика призвана, по большому счету, к тому, чтобы очистить сердце человека и сделать так, чтобы вписанный туда Богом закон стал очевидным для разума, и чтобы он начал руководить при принятии нами решений.
Дай Бог, чтобы у нас получилось достичь этой цели!