29 апреля 2024 года, в Великий Понедельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Бочков, протоиерей Валентин Медведев, протоиерей Валерий Лукьянов, священник Евгений Ефремов, священник Сергий Базанов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Кузнецов, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
За богослужением был совершен монашеский постриг сестёр Никольской обители. Инокиня Мелания (Базанова) в постриге была наречена Марфой, в честь прп. Марфы Дивеевской (Милюковой); инокиня Марионилла (Кабакова) — Параскевой, в честь блаж. Параскевы Дивеевской; послушница Маргарита Жигалова — Пелагией, в честь блаж. Пелагии Дивеевской (Серебренниковой).
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с наступлением Страстной седмицы и с Великим Понедельником!
Сегодня Церковь вспоминает проклятие Господом Иисусом Христом бесплодной смоковницы и пророческие слова о судьбах Иудеи и мира. Евангельское чтение Литургии полностью состояло из пророчеств Спасителя, и, конечно, всякий раз, когда мы их слышим, у нас не могут не возникать вопросы, ведь в этих пророчествах есть немало непонятного и странного.
К примеру, не может не обращать на себя внимание финальный ответ Спасителя на вопрос о времени Его Второго Пришествия. Собственно, с этого вопроса начался нынешний евангельский отрывок, а закончился он ответом, и ответ этот довольно странный, а для некоторых и соблазнительный: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф. 24, 34).
Очевидно же, что тот род, то поколение, которое могло Его слышать уже давно ушло, а Он во славе так и не пришёл. И вместе с этим Господь сказал о Своих словах так: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35), то есть, Его слова истинны. Кажется очевидным некоторое противоречие. Или Второе Пришествие давно уже должно было произойти, или же Он ошибался, и тогда получается, что Он не Мессия, Которого ожидало человечество. Конечно, христианин не может позволить себе так думать и поэтому постараемся отнестись к словам Евангелия внимательнее.
У апостола и евангелиста Матфея прослеживается чёткая тенденция: он собирает поучения Христа в тематические блоки в зависимости от их темы. Несмотря на то, что нынешний отрывок начинается со слов о скорой судьбе Иерусалима, он продолжается пророчеством о кончине привычного нам мира, окончание же отрывка снова говорит о национальной трагедии Иудеи, которая имела место в первом веке по Рождестве Христовом, буквально через четыре десятилетия после Распятия и Воскресения Христовых.
Но есть и ещё одно понимание слов Спасителя. Под «родом сим», который «не прейдет» это толкование видит не конкретное поколение непосредственных слушателей Христа, а всех верующих в Него вне зависимости от времени и места жительства. Получается, что при Втором Пришествии и кончине мира, после всех ужасов и соблазнов, останутся люди, верные Христу.
Это и есть то единственное, что нас должно заботить и беспокоить тогда, когда мы размышляем о Втором Христовом Пришествии: несмотря ни на что сохранять верность Христу не только на словах, но и на деле. Если удастся быть верным, то любовь Христова победит страх. Не только страх будущей кончины, она победит любой страх, от страха смерти до страха простудиться или же потерять ключи от квартиры.
Дорогие новопостриженные сестры Марфа, Параскева и Пелагея! Милостью Божией вам довелось принести монашеские обеты в удивительный и уникальный день церковного года. Я хочу пожелать вам, чтобы те евангельские слова, которые сегодня прочитывает Христова Церковь, были восприняты вами как можно серьёзнее и глубже, я имею в виду и рассказ о проклятии бесплодной смоковницы, и пророчества о судьбах мира. Во всех этих словах нашего Спасителя прослеживается одна простая по своей сути, но очень сложная для практического исполнения мысль: спасётся лишь тот, кто сумеет стяжать и сохранить в своём сердце деятельную любовь ко Христу. Сегодня Церковь дала вам все необходимые инструменты для того, чтобы сделать ваше восхождение в любви ко Господу нашему Иисусу Христу как можно более простым, для этого вам достаточно лишь со тщанием исполнять принесённые вами монашеские обеты, первый и важнейший из которых — это обет послушания.
Помните: любовь всегда подразумевает отказ от своей воли в пользу воли того, кого любишь, в случае монаха — в пользу благой и совершенной воли Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Очень надеюсь, что отныне вашим главным устремлением станет поиск и исполнение воли нашего Спасителя, ну а матушка Евстолия вам в этом поиске поможет.
Спасайтесь о Господе, дорогие сестры!