22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, и день памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, отцы, братья и сёстры! Христос воскресе!
Поздравляю вас с днём памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийского и с монастырским престольным днём!
Как вы все прекрасно знаете, в этом году день памяти святителя Николая совпал с Неделей о самаряныне, в которую Церковь предлагает для нашего назидания довольно пространный отрывок из Евангелия от Иоанна с изложением беседы Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой. При исследовании Евангелия и православного христианского вероучения невозможно пройти мимо этой беседы, ведь она посвящена как минимум двум предельно важным темам: вере во Христа как об источнике живой воды и истинному поклонению Богу. Вместе с этим, беседа Спасителя с самарянкой говорит нам и о том, кто, где, когда и при каких условиях может стать собеседником Бога. Конечно же, среди нас нет тех, кого бы не интересовали эти вопросы: все мы в той или иной степени заняты поисками ответа о воле Божией относительно нас самих, зачастую у нас нет понимания того, как стоит поступать в той или иной ситуации, а кто-то ещё не определился с выбором жизненного пути, а потому мы все ищем голос Божий, обращённый персонально к каждому из нас.
Попробуем на основании Евангелия понять, как нам услышать голос нашего Творца, Спасителя и Бога.
Первое, что бросается в глаза при чтении Евангелия, это то, что Христос редко вступал в обстоятельные длительные беседы с представителя религиозной элиты, то есть с теми, кто мог оказать ощутимое влияние на общество. Не стал Он беседовать и с представителем светской власти — с римским наместником Иудеи прокуратором Понтием Пилатом. Пилата очень удивило молчание Христа, он через открытую угрозу попытался «разговорить» Спасителя: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Ин. 19, 10). Но даже после этого Пилат не был удостоен ответа на свои вопросы, он услышал только констатацию того очевидного факта, что всякая власть даётся свыше (см. Ин. 19, 11). Из этого можно сделать очевидный вывод: ошибочно полагать, что если мы занимаем какой-то важный и значимый пост, то мы с большей вероятностью можем сподобиться богообщения.
Хотя, конечно, есть в Евангелии и исключения: Христос говорил с благочестивым фарисеем Никодимом. Но основной аудиторией Спасителя были совсем другие люди, те, кого религиозные вожди предпочитали не замечать, кого не считали хоть сколько-то значимыми и значительными. Самое же удивительное состоит в том, что поражающая своей глубиной беседа о воде жизни и об истинном поклонении Богу состоялась даже не с представителем избранного народа, а с человеком из враждебного племени, которое израильтяне считали языческим, а потому старались никак с ним не соприкасаться. Более того: эта беседа состоялась с женщиной! Если сложить все обстоятельства, то мы поймём: сам факт этой беседы показывает, что с человеческой точки зрения Христос действовал как бунтарь, причём такой, какого сложно представить даже в наше тяготеющее к различным провокациям время. Все современные медийные возмутители спокойствия — невинные младенцы в сравнении со Спасителем, решившим говорить с самарянкой. Но Он это сделал, и сделал не ради привлечения внимания к Себе Самому, не ради скандала, Он сделал это не под камерами и не под запись, Он поговорил с ней наедине там, где их никто не мог видеть и слышать, и сделал Господь это ради самой самарянки, а также всех тех, кто внимателен к евангельскому слову.
Беседа с самарянкой указывает как минимум на две крайне важных для духовной жизни истины. Во-первых, Богу абсолютно чужды все условности человеческого общества, Он говорит не с теми, кто имеет власть и уважение, деньги и влияние, а с теми, кто готов слышать. А во-вторых, самое сокровенное и значимое Бог говорит не на площадях, Он обращается к конкретному человеку с глазу на глаз в тишине повседневности, так, как это было с самарянкой: к колодцу она шла вовсе не за тем, чтобы поговорить со Спасителем мира, она шла туда за водой, исполняя свои женские домашние обязанности.
Если мы хотим Его услышать, то стоит помнить об этих двух условиях: о готовности воспринимать Им сказанное и о тишине, ведь Бог никогда не пытается кого-либо или что-либо перекричать.
И первое, и второе очень хорошо поняли монахи-аскеты, которые уходили в пустыни ради богообщения, их опыт — бесценен, и несмотря на то, что мало у кого из нас есть возможность в прямом смысле уйти в пустыню, эти люди показали нам путь в пустыню страстей, туда, где умолкает всё внешнее и сердце становится восприимчивым к звучащему в нём слову Божию.
И дай Бог, чтобы здесь, в Никольском монастыре, как и в других монастырях нашей Церкви, были люди, которые исследуют духовный опыт наших предшественников, стараются ему подражать и через то достигают той тишины, в которой возможно истинное богообщение!