7 апреля 2022 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Благовещенском храме Никольского женского монастыря.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю всех вас с Благовещением Пресвятой Богородицы и с престольным праздником этого храма!
Нам сегодня сложно сказать, чем именно руководствовались те наши предшественники, которые решили посвятить один из храмов Никольского монастыря празднику Благовещения, но мы можем попытаться войти в их логику, если вспомним, для чего нужны и для чего создавались и создаются монастыри.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, он очевиден: монастыри нужны для того, чтобы люди, жаждущие пребывания с Богом и ищущие спасения, могли осуществить своё стремление кратчайшим путём. Но чтобы понять, в чём в своей сути заключается этот путь, нам надо вспомнить, что такое пребывание с Богом.
Здесь нам на помощь приходят первые главы книги Бытия с библейским рассказом о жизни первых людей в раю. Адам и Ева жили перед лицом Божиим, они ни в чём не нуждались, они не знали никаких проблем и не испытывали никаких личностных кризисов, книга Бытия не упоминает, сколько времени они провели в этом блаженном состоянии, и это очень понятно, ведь блаженство потому и блаженство, что оно не знает счёта времени, или, как это выражено в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», «счастливые часов не наблюдают», отсчёт времени начинается тогда, когда человек испытывает дискомфорт.
Мы помним, что послужило причиной начала человеческого дискомфорта и страданий: непослушание Богу. Очень важно заметить, что после нарушения данной им заповеди Адам и Ева начали прятаться от Бога, то есть сам рай для них превратился в ад, ведь желание скрыться от Бога, невозможность пребывать с Ним лицом к лицу и стоящее за этим мучение совести — это и есть ад. Первые люди очень наглядно показали, что рай — это не какое-то определённое место, это состояние, в котором можно оказаться вне зависимости от каких-либо внешних факторов, потому что состояние ада определяется нашей волей, а не чем бы то ни было ещё. Если резюмировать, то можно сказать так: пока воля человека находится в согласии с волей Божией, то человек находится в раю, как только происходит рассогласование, то тут же рай оборачивается адом.
Монастыри существуют для того, чтобы люди могли отбросить всё лишнее, временное и наносное, и заняться исправлением своей воли, то есть, чтобы они учились согласовывать свою волю с волей Божией. Это очень непростой, нетривиальный и крайне болезненный процесс, о его сложностях не понаслышке знает каждый монашествующий и каждый, кто хотя бы пытается жить монашеской жизнью. Далеко не все справляются, многие сдаются, кто-то делает это честно и покидает монастырь, кто-то по внешности остаётся монахом, но бросает попытки.
Но при чём тут Благовещение Пресвятой Богородицы и посвящённые этому празднику монастырские храмы? Ответ прост: Пречистая Отроковица на собственном примере показала, что такое отсечение своей воли и подчинение её воле Божией. Своим согласием со словами посланного от Бога архангела Гавриила Она, если можно так выразиться, компенсировала грех Евы. В Благовещении мы видим зеркальное отображение грехопадения первых людей, зеркальное не потому, что Благовещение копирует грехопадение, а потому что в нем всё наоборот: Пречистая беседует не со змеем, а с ангелом, Она решает не преступить волю Божию, а её исполнить, Она не рай превращает в ад, а ад — в рай, Ева своими словами и действиями привнесла в мир смерть, Пречистая — Жизнь и истребление смерти.
Именно поэтому Она является идеальным примером для каждого монаха, именно поэтому молитва к Ней должна быть основой нашего монашеского делания, а Благовещение — пожалуй, самый важный и значимый праздник для тех, кто избрал этот путь. Потому то в наших монастырях так часто встречаются Благовещенские храмы.
Я хочу пожелать сёстрам монастыря, чтобы они всегда держали в уме и в сердце образ Пречистой Преблагословенной Девы, и помнили, что рай от ада отделяют не время и пространство, а движение воли, и, чтобы, памятуя это, всегда избирали то, ради чего вы здесь оказались, то есть пребывание в раю!