19 декабря 2020 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— С днем памяти святителя Николая Чудотворца всех вас сердечно поздравляю!
Пожалуй, любой православный христианин здесь, в России, имеет собственный опыт общения с этим святым. Любой может рассказать об этом опыте, о том, как и в каких обстоятельствах ему помог святитель Николай. Из этого опыта мы знаем, что святитель Николай зачастую бывает нашим последним прибежищем, он всегда готов дать нам самое важное — надежду. Как раз о надежде мне бы и хотелось поговорить.
В Послании апостола Павла к Евреям есть замечательные слова, там сказано о том, что с пришествием Христа Спасителя «вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7, 19). Написано это в качестве аргумента в споре с иудаизмом. На что надеялись иудеи? Для чего они старались исполнять религиозные предписания? Ответ известен: в награду за исполнение закона им было обещано всяческое благоденствие — тучные стада, многочисленное здоровое потомство, овладение землей, победа над национальными и личными врагами, достаток и благоденствие. Всё это в совокупности составляло предмет надежды, ради которого стоило потрудиться над исполнением заповедей. Поэтому тот человек, который был лишён всего перечисленного воспринимался как тот, кто в чём-то согрешил против закона.
Любопытно же то, что такое отношение к закону и религиозным предписаниям успешно перешло и в христианское сознание. Если устроить опрос и поинтересоваться у наших прихожан ради чего они приходят в храмы и ради чего исполняют церковные предписания, то чаще всего мы услышим ответ, который будет целиком находиться в земной плоскости, речь будет идти об устроении собственной жизни здесь и сейчас.
С одной стороны, это, конечно, плохо, ведь нам дана другая надежда, не на завоевание физического мира, а на наследование вечности, на вхождение в Царство Небесное. Но несмотря на это мы продолжаем жить сугубо земными интересами. Зачастую можно услышать о том, что раз Бог не дал мне того, что я просил, не дал мне, к примеру, удачно сдать экзамен или же хорошую квартиру, о которой я так сильно молился, то такой Бог мне не нужен. Но есть в этом подходе и плюс: опыт жизни в этой парадигме ценностей подобен опыту иудаизма, который в конечном итоге многих думающих людей привёл ко Христу.
Чаще всего и к святителю Николаю мы подходим с этих же позиций: он нам нужен как тот, кто способен решить наши текущие проблемы и сложности. О большем мы не думаем. Святитель Николай помогает, а его помощь не может нас заставить задуматься о большем — каким образом мы получаем помощь от того, кто жил больше полутора тысяч лет назад? Ведь сам факт возможности обращения к нему указывает ни на что иное, как на Царство Небесное, на которое и должна быть у нас надежда, к которому мы должны быть устремлены и в перспективе которого мы должны строить свою жизнь во всех её проявлениях.
Святитель Иоанн Златоуст, когда комментировал слова Послания к Евреям, говорил о том, что раз наша надежда простирается за пределы видимого мира, то значит и вопрос о наказании и воздаяние также выходит за рамки земной жизни. А здесь — в земной жизни — и воздаяние, и наказание бывают «не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя таким образом».
Мне очень хочется верить, что по молитвам святителя Николая мы с вами сможем в полной мере перейти к той надежде, о которой написано в Послании к Евреям, ведь только эта надежда достойна человека, созданного по образу и подобию Божию.