back to top

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

22 июня 2025 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, диакон Алексей Герасимов, диакон Алексий Висков, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Сегодня во время Литургии прозвучал отрывок 4­й главы Евангелия от Матфея, в котором была рассказана история призвания Господом Иисусом Христом первых апостолов. Это не единственное евангельское описание призвания апостолов, однако если мы примемся сопоставлять различные эти истории друг с другом, то у нас может возникнуть смущение: как так? Почему они столь сильно отличаются друг от друга?

Так, в первой главе Евангелия от Иоанна мы можем найти свидетельство, радикально отличающееся от прозвучавшего сегодня: Христос никого не звал за Собой, Он просто шёл, Его увидел Иоанн Предтеча, Предтеча указал на Христа своим ученикам, и двое из них пошли за Христом с не вполне определёнными целями, когда же Спаситель спросил их о цели, они ответили нечто странное: «Равви, где живёшь?» (см. Ин. 1, 38). Среди этих первых апостолов не было Петра, он появился позже, не было ни лодки, ни оставленных сетей, оставленного отца тоже не было. Одним словом, в Евангелии от Иоанна мы видим совсем другую историю.

Впрочем, другой её делает использованный нами формальный подход: мы обращали внимание лишь на внешнее описание и никак не касались духовной стороны вопроса. Если же посмотреть на историю призвания апостолов как на историю общения души с Богом, то внешние отличия описаний перестанут иметь какое-либо значение.

Во всех евангельских историях призвания апостолов сущностно мы увидим одно и то же: мгновенный деятельный отклик будущих апостолов на Христов призыв, и здесь не имеет значения, каким именно образом был выражен этот призыв, ведь центральное место занимает не форма, а содержание, не слова, а Тот, Кто их произносит, то есть Господь наш Иисус Христос.

В различии евангельских описаний призвания апостолов есть очень важный практический смысл: эти рассказы свидетельствуют, что Христос привлекает нас к Себе самыми разными путями, а потому никто не может сказать, что Господь обратился к нему как-то не так, не очень внятно или же не очень убедительно. В прозвучавшем сегодня евангельском отрывке мы видим, что Христос Сам обратился к Петру и Андрею, и они не стали задавать Ему каких-либо дополнительных вопросов, не стали интересоваться, скажем, «социальным пакетом», то есть тем, что Господь может им дать, они сразу же «оставив сети, последовали за Ним». Да, мы понимаем, что в реальности процесс был более сложным, но тем не менее его суть выражена совершенно точно: ответ на призыв Христа должен быть мгновенным, чем дольше человек размышляет, приценивается и высчитывает, тем хуже для самого человека. Спасение души — это не какой-то бизнес-процесс, требующий внимательного расчёта всех рисков, спасение устроено иначе, и оно подразумевает забвение всего в тот момент, когда звучит призывающий голос нашего Спасителя и Бога.

Похожие публикации