19 января 2021 года, в праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре Углича.

По заамвонной молитве было совершено Великое освящение воды.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления Господня, который иначе называется Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь вспоминает Крещение от Иоанна Воплощённого Бога.

Сегодня мы слышали послание, в котором апостол Павел в письме к своему ученику Титу раскрывает смысл Боговоплощения. Он говорит о том, что нам принесло Боговоплощение и для чего оно было нужно. Апостол Павел пишет: «Ибо явилась благодать Божия спасительная всем людям, наставляющая нас, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жить в нынешнем веке, в ожидании блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе как народ особенный, ревнитель добрых дел» (Тит. 2, 11-14). Но мы все знаем себя и знаем, что далеко не всегда мы — тот самый новый народ, святой и чистый, радеющий о добре. Нужно быть совсем в прелести, чтобы сказать о себе, что я всегда хочу только добра. Но как быть со словами апостола Павла?

Я думаю, что ответ на этот вопрос находится в том же самом отрывке, который мы сегодня слышали. Апостол Павел пишет Тимофею: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 5-7). Как священнослужитель я общаюсь со многими людьми и с горечью вынужден признать, что людей, которые живут упованием на Царство Божие, очень мало.

Если мы постараемся быть честными сами с собой и спросим себя: «Действительно ли я верю в жизнь вечную?», — то неминуемо столкнёмся с затруднением, на секунду задумаемся, так ли это на самом деле. Когда известный английский писатель Клайв Стейплз Льюис переживал кризис веры в связи со смертью любимой жены, он делал заметки, которые впоследствии были изданы под заголовком «Боль утраты». В это время писатель естественно задавал себе вопрос: «Какой на самом деле является моя вера в Бога? Верю ли я по-настоящему?» Чтобы передать читателю своё внутреннее состояние, он приводит такой пример: «Вы никогда не знаете, насколько сильно вы верите во что бы то ни было, пока истинность вашей веры не станет вопросом жизни или смерти. Легко утверждать, что данная верёвка достаточно крепкая, если вы собираетесь обвязать ею коробку. Но, предположим, на этой же верёвке вам предстоит повиснуть над пропастью. Вот тут-то вы и поймете, насколько вы уверены в крепости вашей верёвки».

Постарайтесь не торопиться с ответом на вопрос, верите ли вы в жизнь вечную. Мы все регулярно и искренне читаем Символ Веры, но можем ли мы про себя сказать, что доказываем это исповедание устами на деле? Мы живём здесь и сейчас, мы прикованы к земному, у нас нет этого упования, а без него мы не можем быть святым, избранным народом, жаждущим добрых дел.

Все мы чада своего времени и очень друг на друга похожи, мы чувствуем и мыслим одно и то же, поэтому мне хотелось бы пожелать всем нам упования Царства Небесного, упования вечности. Если будет это, то у нас будет стремление к добру, а перед глазами всегда будет перспектива вечности.

Спаси вас всех Господь!