19 декабря 2024 года, в день празднования памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Бочков, протоиерей Валентин Медведев, иеромонах Тихон (Батурин), священник Дионисий Елистратов, священник Алексей Талалаев, протодиакон Николай Мальцев, диакон Алексей Кузнецов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Олег Юрков, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца!
Бог, как мы знаем, предельно уважителен к свободе человека, а потому Он Себя никому не навязывает, следовательно, не существует тех экспериментов, которые однозначно доказали бы бытие Божие. Ещё одно следствие из чуткого отношения Бога к свободе человека состоит в том довольно досадном факте, что наша вера всегда пребывает в динамике, и может в любой момент нас покинуть.
Однако Бог не оставляет нас без своего рода «выручательной палочки», Он, прекрасно зная о тяготении нашего разума к рациональным методам познания мира, предлагает нам обратить внимание на проявление Его силы в мире, и сделать из этого должные выводы. Как мы помним, богословски эти мысли были отточены и безупречно выражены в эпоху паламитских споров, именно тогда прозвучала фраза святителя Григория Паламы о том, что «нам неведома сущность Божия, но нам доступно опытное знание божественного способа бытия. Мы можем говорить об этом способе, так как мы познаём божественные энергии».
Познавать божественные энергии можно по-разному, конечно, на первом месте стоит молитвенное их познание, но немаловажен и ещё один метод, тот метод, который нам предлагает чествуемый сегодня святитель Николай самим факто своего бытия: мы можем взирать на его чудеса, и свидетельствовать о Боге, ведь невозможно представить, чтобы какой-то давно умерший человек своей силой оказывал благодеяния ныне живущим людям, очевидно, что за таковыми благодеяниями в конечном итоге стоит Бог.
Помощь святителя Николая легко верифицируется. Я уже неоднократно говорил, и скажу ещё раз: те монастыри нашей епархии, которые посвящены святителю Николая, восстановлены лучше, чем все прочие, несмотря на то, что их изначальное состояние было хуже, чем многих других монастырей. Подобное мы можем сказать и о Никольских храмах. Поэтому логика здесь простая: если перед нами есть сомневающийся в бытии Божием человек, то его можно пригласить в паломническую поездку по посвящённым святителю Николаю монастырям, сделать акцент на удивительной степени их воссоздания и предложить подумать о причинах такого отличия Никольских монастырей от всех прочих. Да, конечно, сомневающийся человек может указать на некоторые совершенно материальные факторы: на талантливых настоятелей и настоятельниц, на удачное расположение, на верных благодетелей и так далее. Однако постоянно повторяющаяся совокупность всех этих и многих других факторов приводят к тому, что Никольские монастыри и храмы оказываются прекрасно восстановленными, что, конечно же, не может быть простым совпадением.
Нам не дано знать, почему Бог дал такую благодать святителю Николая, но это знание не имеет никакого значения, ведь важно не то, кому и что дал Бог, важен сам факт присутствия Божия в мире. Таковое присутствие имеет множество выражений, и помощь святителя Николая — лишь одно из них.
Любой христианин понимает, что материальная помощь, помощь в житейских нуждах, — это прекрасно и необходимо, но нужно уметь восходить дальше: от благодарности за материальное к благодарности за саму жизнь и за возможность обрести блаженную вечность в Царстве Христовом. Пусть же святитель Николай поможет нам в этом!