В канун празднования памяти благоверного князя Александра Невского епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

5 декабря 2024 года, в канун празднования дня памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, архимандрит Димитрий (Храмцов), протоиерей Андрей Уфимцев, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с днём памяти святого благоверного великого князя Александра Невского!

Мы с вами только что совершили праздничное всенощное бдение, и одна из мыслей, которые до нас попыталось донести богослужение, довольно проста: у нас не хватает способностей достойно воспеть святого князя. Собственно, вопросом о том, как его воспевать начиналась каждая из прозвучавших во время вечерни стихир: «Киими духовными песньми воспоем преславного светильника…»

Интересно, что богослужение не отвечает на им же самим поставленный вопрос, оно использует его лишь для того, чтобы через него перейти к похвале святого князя, и в этом случае вопрос служит своего рода оправданием перед слабостью нашего человеческого слова. Собственно, подобным образом некоторые люди поступают тогда, когда им приходится неожиданно для самих себя говорить какие-то публичные речи: «Я, конечно, не мастер говорить, но я попытаюсь…»

Этот приём мы можем наблюдать не только в службе, посвящённой Александру Невскому, он весьма широко распространен в гимнографии, а потому нам стоит поразмышлять вот о чём: в какой степени мы можем постичь святость? Когда мы начинаем говорить о ней, то наш понятийный аппарат нас неизбежно подводит. В качестве примера можно привести ещё одну строчку из стихир вечерни, в которой, восхваляя Александра Невского, гимнограф называет его «врачом премудрым и богоприятным, исцеляющим недуги и болезни наша». Как мы знаем, князь Александр не был врачом, он был государственным деятелем, мало кто обращается в молитвах к нему в состоянии телесной немощи, для таких случаев у нас есть иные святые, но тем не менее с точки зрения богослужения святой князь ещё и врач, и не просто врач, а врач «премудрый и богоприятный». Конечно же, наивно было бы полагать, что речь здесь идёт лишь о том, что Александр Невский — святой, так сказать, с широким спектром возможностей. Нет, эту строку стоит прочитывать как указание на то, что святость является совокупностью совершенств, что она превосходит все земные таланты и навыки, святость — это то, что имеет отношение не к человеку, а к Богу, Которому человек позволил действовать через себя и руководить собой.

Мы знаем, что святой благоверный князь был именно таким человеком, а потому мы и воспеваем его как воина, как монаха, как врача, как политика, как устроителя русских земель. Этот перечень можно продолжать довольно долго, и всё перечисленное будет правдой, ведь тот, кто служит Богу и верит Ему в конечном итоге становится проводником присущего Богу совершенства.

Очень надеюсь, что пример святого благоверного князя нас вдохновит на жизнь в присутствии Божием, которая и нас соделает проводниками Божией благодати и славы!

Похожие публикации