28 сентября 2024 года, в день памяти великомученика Никиты Готфского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов), секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Переславской и Шуйской епархий.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 45-летием служения в сане пресвитера и 25-летием настоятельства в Никитском мужском монастыре г. Переславля-Залесского архимандрит Димитрий (Храмцов), настоятель означенного монастыря был удостоен Ордена свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с основным престольным днём нашего Никитского монастыря — с днём памяти великомученика Никиты Готфского!
В 18-й главе Евангелия от Иоанна есть очень интересный эпизод, который довольно непрост для понимания. Когда воины и служители первосвященников пришли для того, чтобы взять Христа Спасителя под стражу, Он Сам вышел им навстречу и спросил, кого они ищут. Они ответили, что ищут Иисуса Назорея. В ответ Спаситель произнёс простую фразу, которая привела к неожиданным последствиям. Он сказал: «Это Я». Евангелист Иоанн описал реакцию окружающих на эти слова так: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6).
Те, кто отступил назад и пал на землю, не верили Христу и во Христа, они пришли арестовать Его, но после слов «это Я» они внезапно совершили те действия, которые от них нельзя было ожидать. Никаких внешних эффектов со стороны Христа не было ни в этот раз, ни в какой-либо другой. Чудесных исцелений здесь тоже не было, была лишь краткая фраза. Что заставило первосвященнических делегатов упасть на землю?
Ответ стоит искать в словах Христа, которые на русском языке не производят должного впечатления. Многие исследователи текста Евангелия от Иоанна видят в фразе «это Я» произнесение того самого имени Божьего, запрет на произнесение которого был дан, как полагали иудеи, третьей заповедью Моисея. Но это таинственное Имя произносили в рамках ветхозаветного богослужения, и люди знали, как оно звучит. Поклонение — привычная реакция на него.
Христос Спаситель произносит Имя Божие применительно к Самому Себе неоднократно. Прозвучало оно и в сегодняшнем евангельском чтении: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8, 25). «От начала Сущий» — по своему смыслу тоже очень близко к Имени Божиему. Христос в прозвучавшем сегодня отрывке прямо сказал о Своём происхождении, о том, что Он «от вышних», а «не от сего мира» (см. Ин. 8, 23).
Несмотря на всю прямоту Его слов и ясность выражений, Он остался непонятым Своими собеседниками, которых от Него отделяли отнюдь не культурный или языковой барьеры. Их отделяло нечто иное.
Из дальнейшего евангельского повествования становится ясно, что это «иное» — внутреннее рабство слушателей, их несвобода, в которую они сами себя ввергли своими грехами и своей неправдой перед Богом и людьми. Собственно, потеря свободы и, как следствие, способности понимать Бога — это первейшее и самое опасное следствие любого греха, именно поэтому здравомыслящий человек должен всеми своими силами стараться уклоняться не только от совершения чего-либо дурного, но даже и от дурных мыслей. Ведь свободу потерять легко, но вернуть её зачастую оказывается невозможно.
Сегодня мы чествуем человека, который сумел сохранить свою свободу, и очень хочется надеяться, что молитвами святого великомученика Никиты все мы сумеем последовать его примеру: сумеем сохранить чистую совесть и крепкую веру в Господа нашего Иисуса Христа до своего последнего вздоха!