В канун праздника Преображения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 августа 2024 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании всенощного бдения было совершено освящение отреставрированного креста храма святителя Петра, митрополита Киевского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Во всех трёх евангельских рассказах о Преображении Господнем помимо повторений общего сюжета, повторяются и слова Бога-Отца, обращённые к апостолам, а через них и ко всему человечеству. Эти слова очень просты, их, однажды услышав, невозможно забыть: «Его слушайте» (Мф. 17, 5; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35).

Святитель Феофан Затворник совершенно справедливо заметил, что Бог не оставил эти Свои слова без наглядного свидетельства того, какой плод приносит послушание Христу, а через Него и Богу-Отцу: само Преображение должно было показать ради какой цели необходимо оказывать послушание.

Давайте вспомним прозвучавший сегодня во время всенощного бдения отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, и попытаемся перечислить явленные в Преображении Господнем плоды послушания Богу.

Если следовать тексту Евангелия от Луки, то первым плодом стало невероятное изменение всего Христова облика, это изменение предвосхищало собой то изменение, которое наступило после Воскресения Христова, а для учеников преображение стало указанием на воскресение как следствие послушания.

Далее апостол Лука упомянул беседу Христа с двумя древними пророками — Моисеем и Илией. Оба эти человека всю свою жизнь стремились к тому, чтобы ничем не согрешить перед Богом, а факт беседы Христа с ними свидетельствовал о том, что послушание спасло их от смерти, оба они телесно покинули землю, но при этом остались живы.

Святитель Феофан упомянул ещё одно крайне важное следствие послушания: тот, кто послушен Христу, входит в область света, такого человека перестают определять невзгоды этого мира, такой человек уподобляется апостолам Петру, Иакову и Иоанну на Фаворе, которые совершенно забыли о себе самих, и единственное, что они могли произнести в тот момент, — это исповедание своего блаженного состояния. Слова самого святителя Феофана звучат так: «Если пойдёте путём Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными».

Конечно, такое состояние вожделенно, к нему стоит стремиться, и оно обещано тем, кто станет слушать Христа и исполнять Его слова. Однако именно здесь и начинается самое сложное: вся наша святоотеческая литература, вся аскетическая практика Церкви, весь сформировавшийся за две тысячи лет христианства корпус литературы, — это описание того, что значит слушать Христа. Найти свой путь послушанию Христу очень непросто, но всегда этот путь начинается с послушания Церкви и со стремления к очищению своего сердца от всякой греховной скверны, мешающей нам слышать Христово слово.

Пусть же Господь Сам поможет нам на этом пути, чтобы все мы смогли вступить в ту область света, которая явлена была святым апостолам на горе Преображения!

Похожие публикации