28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресение, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Александр Серов, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!
Прозвучавший сегодня во время Литургии отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна раскрывает нам контекст празднуемого сегодня события. Конечно, как о том свидетельствует и сам апостол и евангелист Иоанн, многое из происходившего тогда апостолы сумели понять позже, тогда, когда «прославился Иисус» (см. Ин. 12, 16), то есть после Страданий, Смерти и Воскресения Спасителя. Вообще, евангелисты довольно часто подчёркивают, что во время земного служения Христа они, будучи рядом со Спасителем и имея возможность постоянного общения с Ним, понимали далеко не все действия и слова Христа, более того, они признаются, что непонимание было для них характерно в большей степени, нежели понимание.
Большая часть прозвучавшего сегодня во время Литургии евангельского отрывка была посвящена не описанию Входа в Иерусалим, — рассказ об этом событии занял всего лишь 3 из 18 евангельских стихов — а помазанию Господа Иисуса Христа драгоценным миром. В этом эпизоде мы видим столкновение двух противоположных жизненных установок: происходящей из любви пророческой щедрости сестры Лазаря Марии и прикрытого правильными словами сребролюбия Иуды. Судя по всему, другие одиннадцать апостолов были где-то между двумя этими крайними состояниями: они не понимали действий Марии и при этом не могли согласиться со словами Иуды.
За годы Своего земного служения Спаситель самыми разными способами оказывал благодеяния людям, при этом у нас отсутствуют достоверные свидетельства о том, что Господь когда-либо использовал Свою божественную силу для Себя Самого, то есть Он никогда не удовлетворял Свои человеческие естественные нужды с использованием божественной силы. Господь прекрасно знал о том, каким будет финал Его земного пути, и Ему, помимо евангельского учения, необходимо было оставить ученикам некоторые практические рекомендации по устройству Церкви. Одним из важнейших аспектов и церковной жизни, и жизни Спасителя с Его учениками, была благотворительность. Однако благотворительность не несёт никакой пользы для души дающего тогда, когда источником помощи становится Сам Бог, духовный смысл благотворительность обретает лишь при условии, что люди добровольно лишают себя части данного им Богом имущества ради помощи другим. Христос и Его ученики жили на подаяния, и из этих же подаяний они помогали другим, за годы земного служения Спасителя апостолы привыкли, что Господь никогда ничего, кроме самого необходимого, не тратил на Себя, предметом Его заботы был не Он Сам, а страдающие и нуждающиеся люди.
Ослеплённый сребролюбием Иуда не был способен почувствовать, что Господь тоже может нуждаться. Не могли в полной мере понять это и другие апостолы. Конечно, Спасителю накануне Его Страданий было необходимо не что-то земное и тленное, а любовь, понимание и поддержка учеников. Эти любовь и поддержку смогла дать Христу Мария, вряд ли она в полной мере осознавала происходящее, но она любила Спасителя без каких бы то ни было мечтаний о той пользе, которую она могла бы приобрести от Христа, она любила Его любовью чистой и совершенной, любовь указала ей на то, что необходимо сделать.
Нынешняя евангельская история, нынешний праздник — это не только осуществление древних пророчеств и начало Крестного пути Воплощённого Бога, это ещё и напоминание всем нам, что какой бы то ни было расчёт во взаимоотношениях с Богом абсолютно невозможен, Бог ждёт от нас не благочестивого расчёта, Он ждёт от нас любви искренней и бескорыстной, только имея такую любовь, мы сумеем ни в чём не согрешить пред Ним.