В канун Четвертка Великого канона епископ Феоктист совершил чтение канона Андрея Критского во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

17 апреля 2024 года, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением канона преподобного Андрея Критского (Мариино стояние) во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с этим удивительным днём — Четвертком Великого канона!

Только что мы совершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, прочитали мы и житие преподобной Марии Египетской. И канон, и житие были посвящены теме осмысления удалённости человека от Бога и поиску путей возвращения к богообщению, то есть тому, что мы называем покаянием.

Нынешним богослужением Церковь призывает нас ещё раз задуматься о собственной душе и вспомнить, что из любого греховного состояния есть выход, но, чтобы этот выход увидеть, необходимо приложить усилия, причём усилия немалые, и чем тяжелее был грех человека, тем больше трудов ему понадобиться для искоренения душевной скверны.

С одной стороны, эта мысль кажется очевидной: чем дальше мы от Бога, тем дольше будет обратная дорога. С другой же стороны, у нас есть прекрасные евангельские примеры того, как покаяние приносило мгновенные плоды, самый яркий пример такого рода — благоразумный разбойник, который, впрочем, скончался вскоре после своего покаяния и неизвестно, хватило бы у него веры и крепости удержаться на обретённой им по милости Божией духовной высоте, если бы он прожил дольше. Нам стоит помнить, что примеры Евангелия — это некий идеал, чаще же всего покаяние занимает значительный промежуток времени, и житие преподобной Марии Египетской здесь ничуть не лукавит, когда говорит, что преподобная провела в суровых покаянных трудах почти полвека.

За годы церковной жизни мы привыкли к житию преподобной Марии, оно перестало производить на нас должное впечатление, а какие-то его элементы мы и вовсе склонны воспринимать как художественный вымысел. Нам, к примеру, сложно представить, как человек мог столь долгое время обходиться фактически без воды и пищи, сложно представить всеведение преподобной Марии, нелегко принять и её способность ходить по воде. Легко догадаться, чем вызван наш скепсис: ничего подобного мы никогда не видели своими глазами. Но видели ли мы когда-либо человека, который понёс бы покаянные труды, сопоставимые с трудами преподобной Марии? Не думаю, что кто-то может дать утвердительный ответ на этот вопрос, ведь и в эпоху жизни преподобной Марии, тогда, когда было немало подвижников, преподобная была уникальной, и автор её жития какое-то время не мог поверить собственным глазам. Всё то, о чём мы читаем в её житии, — плод покаяния. Да, этот плод чрезвычаен, но чрезвычайным был и покаянный подвиг преподобной.

Церковь нас не призывает к подражанию преподобной Марии в её подвиге, смысл нынешнего богослужения в другом: мы должны понять, что и малое движение навстречу Богу имеет огромное значение, оно выводит нас из рабства этому миру, оно в буквальном смысле меняет реальность вокруг нас, и для стороннего наблюдателя происходящее с тем человеком, который встал на путь покаяния, выглядит как невероятное чудо. Бог щедро награждает человека и за малые покаянные труды, показывая тем самым, что ни в коем случае не стоит останавливаться, потому как «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Похожие публикации