30 марта 2024 года, в канун Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Как вы все знаете, нынешний воскресный день Великого поста посвящён богослужебному прославлению святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. В каком-то смысле второй воскресный день поста является продолжение первого: неделю назад Церковь призывала нас задуматься о содержательной стороне нашей веры через размышление об одном из её аспектов — об иконопочитании, сегодня Церковь предлагает нам поразмышлять о значительно более сложном богословском учении — о так называемом паламизме. Интересно, что абсолютное большинство христиан не смогут ясно выразить, в чём состояла суть учение святителя Григория, и почему его учение столь важно для Церкви. Можно было бы, конечно, посетовать на наше равнодушие к богословию, но такое сетование было бы не совсем справедливо, дело в том, что учение святителя Григория действительно очень сложное, и мало кто способен понять его в полной мере.
Церковь прекрасно это осознает и не пытается нас всех заставить читать труды святителя Григория, но вместе с этим Церковь указывает на этого человека как на удивительного святого: он был совершенно уникальным по силе своего интеллекта человеком, сумевшим в полной мере отдать свой ум и таланты Церкви. Высокий интеллектуальный потенциал зачастую является для его обладателя определённым соблазном, и, как показывает практика, нередко такие люди оказываются не способны оставаться в Церкви до конца и несмотря ни на что. Святитель Григорий сумел избежать такого соблазна.
Он сделал почти невозможное: он в богословских терминах сумел выразить многовековый монашеский аскетический опыт. Мы знаем, что, как правило, наши собственные чувства и мысли бывает крайне непросто облечь в корректные слова, сложно сделать так, чтобы нас правильно поняли, несопоставимо сложнее находить словесное выражение для учения о Боге и об аскетическом опыте. Здесь можно привести пример, с которым мы с вами так или иначе постоянно сталкиваемся: вот, сейчас время Великого поста, мы стараемся этот пост соблюдать, но у каждого из нас есть близкие люди, которые относятся к посту с пренебрежением, и как бы мы не пытались, у нас не получается подобрать те слова, которые стали бы адекватным выражением нашего аскетического опыта, таким выражением, которое убедило бы наших слушателей последовать нашему примеру.
У святителя Григория получилось и объяснить, и доказать правоту аскетического опыта восточного христианского монашества. Церковь не сразу сумела понять и поверить святителю Григорию, но это всё же было сделано.
Церковь, скажу ещё раз, не требует от нас глубокого знания учения чествуемого ныне святого, но вместе с этим она напоминает нам, что в богословии всегда будут оставаться те области, к пониманию которых необходимо восходить, православное вероучение невозможно постичь от «а» до «я», в нём всегда будет оставаться нечто от нас сокрытое, и этот факт, как мне кажется, способен лишь вдохновлять: нам всегда есть куда расти и чем заниматься, а это означает, что в нашей жизни не может быть места скуке и серости будней. И дай Бог, чтобы молитвами святителя Григория Паламы все мы имели стремление к постижению истин нашей веры, чтобы процесс их постижения был непрерывным и увлекательным!