1 октября 2023 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Согласно Евангелию от Марка, Христос Спаситель начинает Свое общественное служение с призыва к покаянию: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Схожий по своей форме призыв исходил и от Иоанна Крестителя, но Иоанн, напоминая заповеди Моисея, призывал вернуться назад, к праведности и вере отцов, Христос же зовет вперёд — к духовному совершенству, которое превосходит собой любой закон, в том числе и закон Моисея. Праведность в учении Спасителя — не цель, а необходимое условие следования за Христом. Постепенно в Евангелии раскрывается то, что имел в виду Спаситель в Своем первоначальном призыве. Отрывок, которые мы сегодня услышали во время Литургии, также посвящён раскрытию призыва к покаянию.
Христос сказал, что тот, кто хочет идти за Ним, должен отвергнуться себя и взять свой крест. Здесь возникает важный вопрос: как можно отвергнуться себя? Что это вообще означает? Существует самое разное понимание этих слов. К примеру, можно встретить размышление, что речь здесь идёт о полном отвержении наших личных желаний, личных устремлений, собственных интересов и собственной воли. А в пределе такого рода размышления заканчиваются призывом полностью отречься от мира и уйти в пустыню. Правда, сделать это мало кому удаётся. А наши святцы утверждают, что это мало кому и надо, стать святым можно и без таких радикальных мер. Но при этом невозможно следовать за Христом без отвержения себя. Значит, речь всё же идёт о чём-то другом, не об отказе от всего и сразу с последующим уходом в пустыню.
В первую очередь здесь необходимо разобраться с тем, что подразумевается под словом «себя» в выражении «отвергнись себя». О каком «себе» идёт речь? Все мы прекрасно понимаем, что каждый из нас бывает очень разным. Есть тот человек, каким каждого задумал и сотворил Бог, а есть то, что привнесено внешним миром и обстоятельствами. Есть человек, созданный по образу и подобию Божию, а есть то, что помрачает и первое, и второе. Один современный исследователь Нового Завета написал по этому поводу замечательные слова: «Отвергнуться себя означает отвергнуть своё неистинное существование, тот фасад, который выражает не подлинный образ Божий в человеке, то есть образ Иисуса Христа, но выражает видимость, формируемую греховным миром, человеческой гордостью и эгоизмом. Вот этот-то фасад, эту маску и следует отбросить». Собственно, это и будет то покаяние, к которому призывал Христос в самом начале Евангелия от Марка, это то покаяние, о котором мы бесконечно говорим и которого стремимся достигнуть. Оно заключается в том, чтобы отбросить то, чем мы не являемся. Прекрасная евангельская иллюстрация должного покаяния содержится в притче о мытаре и фарисее из 18-й главы Евангелия от Луки. Проблема фарисея заключалась в его неспособности перед лицом Божиим быть самим собой, он постоянно ссылался на какие-то свои заслуги, на то, что ему не принадлежит, что продиктовано общественными условностями. Он делал то, что считает правильным общество, и перед лицом Божиим ставил себе это в заслугу. Мытарь же стоял «как есть», он не оправдывался, он ничего не объяснял, он просто был самим собой, истинным самим собой. Мытарь сумел отвергнуться себя, а у фарисея этого не получилось.