11 сентября 2023 года, в канун дня празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского!
В Посланиях апостола Павла очень много сказано про соотношение закона Ветхого Завета и новозаветной свободы. Вполне естественно предположить, что апостол всё это писал не от себя самого, он выражал ту истину, которой был научен Христом. Но если мы откроем Евангелие, мы далеко не сразу сможем определить все те места, в которых Спаситель сказал о законе Ветхого Завета и о наступлении иной формы взаимоотношений с Богом. Одно из таких незаметных, но при этом крайне важных мест, находится в конце 11-й главы Евангелия от Матфея, этот отрывок сегодня прозвучал во время всенощного бдения, и в нём мы услышали всем прекрасно знакомые Христовы слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11, 28–30).
На первый взгляд кажется, что эти евангельские слова относятся к числу самоочевидных: тот, кому тяжело, может прийти ко Христу и обрести помощь. Эту мысль можно обыгрывать самыми разными способами, но общий смысл её сохранится, его совершенно замечательно выразил святитель Иоанн Златоуст: «Не тот или другой приходи, но приидите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; приидите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; приидите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение. Я, говорит, — упокою вас».
Но это — лишь один из возможных смыслов слов Христа.
Если посмотреть на евангельский текст глубже, то мы увидим в нём новые пласты, которые представляют немалый интерес.
Христос жил в иудейской среде и говорил на арамейском языке. В арамейском языке того времени те понятия, которые выражены в Евангелии от Матфея как «труждающиеся и обремененные», не имели отношения ни к труду, ни к заботам, ни к скорбям, ни к грехам, они обозначали людей, которые ищут спасения в тщательном исполнении закона Моисея, и несут бремя этого закона. Но как бы человек не пытался, исполнить закон в полной мере невозможно, в человеке всегда будет нечто такое, что не соответствует высоте данного Моисею Богом закона. Подобное можно сказать и о любом другом зафиксированном законе: какими бы законопослушными гражданами мы не были, мы всё равно так или иначе бывает виновны против закона, мы, к примеру, далеко не всегда соблюдаем скоростной режим, за что подвергаемся административным наказаниям. Есть, конечно, те, кто умеет ездить без штрафов, но это не означает, что с точки зрения закона эти люди абсолютно безупречны. Такое положение дел — естественное свойство любого закона, потому что закон один, а люди очень разные, и попытки адаптировать закон к конкретному человеку никогда не смогут в полной мере увенчаться успехом.
Израильтяне жили под игом закона, который был для всех одинаков. Христос же предложил им взять иное иго — иго Христово. Это слово — «иго» — можно понимать как подобие деревянного ярма, которое используется для упряжки рабочего скота, скот может отличаться по своим физическим параметрам, но ярмо имеет фиксированный размер, одному животному оно впору, другому велико, а третьем мало. Подобным образом соотносится с людьми и иго закона. Но иго Христово иное, ведь Христос — Личность, а не выбитые на каменных дощечках заповеди, Он живой, Он способен понять, у Него с каждым человек выстраиваются уникальные и неповторимые отношения, а потому Его иго — благо, оно не давит, не натирает, не приводит к отчаянию, напротив, оно утешает и обнадёживает, оно даёт ощущение близости Бога и веру в Его бесконечное милосердие.
Именно так — как и подобает общаться с живой личностью — общался со Христом и святой благоверный князь Александр Невский, а потому в день его памяти Церковь предписывает читать за богослужением этот евангельский отрывок.
Дай Бог, чтобы молитвами святого князя и мы с вами обрели глубокие личные взаимоотношения со Христом и через это нашли успокоение!