В день памяти благоверных князей Бориса и Глеба епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

15 мая 2023 года, в день празднования перенесения мощей святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе!

Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба!

Сегодня, в день воспоминания о перенесении их мощей, Церковь предлагает нам поразмышлять о словах апостола Павла из 8-й главы его Послания к Римлянам. Этот отрывок начинается с апостольского утверждения о том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28).

Далее в тексте своего Послания апостол не сделал каких-либо оговорок относительно используемого здесь слова «всё», значит, тем, кто любит Бога, ко благу содействует абсолютно всё, включая и саму смерть. Конечно, говорить и размышлять о смерти, как о том, что «содействует ко благу» довольно непросто, особенно в нашу эпоху, которая чрезвычайно сильно сосредоточена на временном и материальном, а потому и само понятие блага мы склонны определять не через что-то духовное и нетленное, но исключительно через материальное. Для нас благо — это то, что можно посчитать и взвесить, то, к чему можно прикоснуться, то, чем можно похвастаться.

К примеру, мы полагаем, что благом было бы восстановление нашего Борисоглебского монастыря во всём его великолепии, и, напротив, не благим мы склонны считать нынешнее печальное состояние монастырских построек и стен. Но по каким-то неведомым причинам у нас не получается воссоздать монастырь быстро, красиво и эффектно. А что, если за этой невозможностью стоит не человеческая воля, а Божия? Что, если в этом и есть высшее благо, постичь которое мы пока что не в состоянии?

Апостол Павел даже после своего призвания Господом Иисусом Христом тоже какое-то время был похожим на нас человеком, и в этом время он полагал, что благо заключается в спокойной и размеренной жизни, в крепком здоровье и видимом успехе его миссии. Позднее он понял, что это далеко не так. На его новое осознание блага указывает рассказ из Второго послания к Коринфянам о том, как апостол просил Бога освободить его от телесной немощи, но вместо этого Бог сказал ему, что Его — Божия — сила «совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9), после чего Павел пришёл такому выводу: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). После этого апостол перестал переживать из-за всего того, что с ним происходило, и что по человеческому разумению нельзя назвать радостным и благим, то есть из-за многочисленных страданий, гонений, нанесённых ему обид и косности пасомых, апостол понял, что за всем этим стоит высшее благо, то благо, которое исходит от Бога.

Апостол Павел — это лишь один из множества примеров того, как то, что человек склонен считать неудачей, было обращено к великой пользе и истинному благу. Особенно ярко примером такого рода могут служить многочисленные мученики, духовный подвиг которых прославил их у Бога и среди людей, они стали теми, к кому мы обращаемся в самых разных нуждах и неизменно находим утешение и помощь.

Прекрасно осознавали высшее благо и наши предки, которые воздвигали монастыри и храмы в память святых мучеников. Само по себе существование этих монастырей и храмов должно было подвигнуть верующих к тому, чтобы перестать заботиться и переживать о благе в земном смысле этого слова, и устремить своё внимание к тому, чтобы целью нашей жизни стало исполнение заповеди о любви к Богу и к ближним. Если у нас будет такая любовь, то будет и высшее благо — «венец правды, который даст […] Господь, праведный Судия, в день оный; […] всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8).

Похожие публикации