back to top

В посёлке Борисоглебском прошли XXIII Всероссийские Иринарховские чтения

Фото
свящ. Сергий Савенков

7 и 8 февраля 2025 года в посёлке Борисоглебском прошли XXIII Всероссийские Иринарховские чтения.

Иринарховские чтения посвящены памяти преподобного Иринарха, затворника Ростовского, чей духовный подвиг, совершённый в тяжёлую для Отечества годину, стоит в одном ряду с подвигами патриарха Гермогена, князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Перед началом заседания участники чтений помолились за Литургией в Борисоглебском мужском монастыре. Для гостей монастыря состоялась экскурсия по обители.

В чтениях принимают участие известные учёные, писатели, священники.

С приветственным словом к участникам чтений обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно вас всех приветствую на XXIII Всероссийских Иринарховских чтениях, которые в этом году проводятся под общей темой, сформулированной следующим образом: «Как слово наше отзовётся».

В связи с этой темой у меня есть некоторые мысли, которыми я хочу с вами поделиться.

Конечно, когда мы слышим о слове, то мы — христиане — в первую очередь думаем о Слове с большой буквы, то есть о Господе нашем Иисусе Христе.

Здесь можно было бы продолжить говорить о Христе и о евангельских размышлениях относительно произносимых человеком слов, но дело в том, что у меня был в последние дни некоторый дефицит времени, и я решил пойти иным путём: я отправил соответствующий запрос в одну из доступных мне больших языков моделей, сообщил, что я православный епископ, и мне предстоит произнести вступительную речь на конференции с таким-то названием. Результат работы языковой модели мне понравился, и если я сейчас переключусь на цитирование её текста без соответствующего предупреждения, то, поверьте, мало кто из здесь присутствующих заметит подмену. Поэтому я предупреждаю, сейчас я немного процитирую машинный текст с тем, чтобы вы поняли, о чём идёт речь:

«Слово — это дар, данный нам Самим Творцом. В начале «было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Через Слово Всевышний создал мир, через Слово Он открыл Себя людям, через воплотившееся Слово — Христа — даровал нам спасение. Но и нам, как образам Божиим, доверена великая сила и ответственность: наши слова могут возводить мосты или разрушать их, врачевать раны или умножать боль, сеять свет истины или погружать во тьму заблуждений».

Согласитесь, это вполне добротная архиерейская речь. Выверенная, надёжная, во всех смыслах безопасная, правда, немного шаблонная и скучноватая. Но разве не этого мы ждём от таких речей?

Процитирую ещё пару абзацев:

«Сегодня, когда мир переполнен шумом — пустыми речами, ложью, раздорами, — наш долг как служителей Церкви и носителей Евангельской вести помнить: каждое слово, исходящее из наших уст, должно быть «исполнено благодати, приправлено солью» (Кол. 4, 6). Святой Иоанн Златоуст, чей язык сравнивали с золотым, напоминал: «Ничто так не свойственно христианину, как безмолвие, когда надлежит молчать, и слово, когда должно говорить».

Мы собрались здесь не только для размышлений, но и для того, чтобы научиться слышать прежде, чем говорить. Ведь слово, рождённое в сердце, согретом молитвой, и проверенное совестью, становится благословением. Но слово, сказанное без любви, даже если оно истинно, может стать камнем преткновения».

Лично мне всё очень нравится в этом тексте, правда, есть и небольшое исключение: Златоуст не говорил того, что ему приписала языковая модель, здесь у неё случилось так называемое галлюцинирование нейросети, она увидела нечто такое, чего не существует, не существовало и никогда не будет существовать в реальности.

Дорогие друзья, когда мы сегодня размышляем о слове, то мы зачастую остаемся в плену крайне устаревших представлений. Мы убеждены, что слово — это производная человеческого разума, знаний, опыта, переживаний, надежд и так далее. Однако современный мир устроен иначе, и чаще всего, читая новости, аналитические статьи, погружаясь в информационное пространство, мы имеем дело с текстами, сгенерированными большими языковыми моделями. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что ответ на этот вопрос следует из ответа на другой, более очевидный вопрос: всегда ли напечатанный текст правдив? Нет, не всегда. Но означает ли это, что мы не должны читать? Нет, не означает. Должны, и как можно больше. Однако кроме чтения у нас должен быть и некоторый багаж знаний, нам необходим жизненный опыт и стремление не замыкаться в удобном для нас «информационном пузыре». Проблема же состоит в том, что развитие больших языковых моделей как раз провоцирует человека прятаться от реальности в уютном и понятном, но иллюзорном мире, оно лишь увеличивает вероятность возникновения когнитивной ошибки предвзятости подтверждения.

В общем-то, с этим всем можно жить, и жить неплохо: языковые модели, и стоящие за ними люди будут говорить, что думать, что делать, как реагировать на те или иные события. Сомнения будут устраняться обилием подтверждающей информации. Тот, кто согласен так жить, будет чувствовать себя комфортно и уверенно.

Однако Спаситель даровал нам свободу, к ней мы призваны, как о том и написал в Послании к Галатам апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13). Свобода христианина не в том состоит, чтобы, скажем, без проблем перемещаться через государственные границы, и не в том, чтобы не иметь обязанностей, свобода наша состоит в свободе ума, в том, чтобы избегать его помрачения, и для этого нам нужно истинное Слово — Спаситель наш и Господь. Никто из нас своими силами не способен отличить ложь от истины, и даже собственные наши мысли способны нас запутать. Но Господь может дать нам способность чётко видеть и трезво осознавать. Давайте попытаемся об этом помнить, и жить в благодарности, радости и молитве! Если это получится, то и слово наше, во-первых, отзовётся, а во-вторых, отзовётся самым наилучшим и спасительным образом.

Участников чтений также приветствовал исполняющий обязанности главы Борисоглебского муниципального района Ярослав Сергеевич Шилов.

Заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви архимандрит Макарий (Комогоров) зачитал приветствие митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Во второй день чтений состоялась встреча с поэтами членами Союза писателей России: Евгением Юрьевичем Юшиным, Григорием Петровичем Калюжным, Игорем Викторовичем Кулагиным-Шуйским, Светланой Николаевной Макаровой-Гриценко и священником Владимиром Мартышиным. Собравшиеся послушали стихи в исполнении авторов, смогли задать им свои вопросы.

Похожие публикации