В Неделю святых праотец епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

25 декабря 2022 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день празднования памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём, с Неделей праотец и с днём памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского!

Те литургические чтения, которые мы с вами услышали, были посвящены Неделе праотцов, — и отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам, и отрывок из Евангелия от Луки. На первый взгляд может показаться, что в этих двух фрагментах Нового Завета нет ничего общего — в Послании к Колоссянам речь шла о необходимости очистить себя от всякого греха ради встречи со Христом, а из Евангелия от Луки прозвучала притча о званных на пир. Если же мы вспомним о том, что великий пир — это одно из метафорических описаний мессианской эпохи, и что мессианская эпоха в полноте проявит себя после Второго Христова Пришествия, то увидим, что оба отрывка Нового Завета говорят об одном и том же: о готовности к встрече со Христом. Поймём мы также и причину, по которой Церковь установила прочитывать эти отрывки в Неделю праотец, причина эта кажется вполне очевидной: те ветхозаветные праведники, которых сегодня молитвенно вспоминает Церковь, жили задолго до Рождества Христова, но при этом они в полной мере были готовы к встрече со Христом, чего, к сожалению, нельзя сказать о нас самих, ведь мы склонны откладывать своё нравственное исправление и саму духовную жизнь до каких-то иных, лучших и более подходящих времён, нам кажется, что сейчас для всего этого нет подходящих условий, нам необходимо постоянно решать возникающие проблемы и они мешают жизни по евангельским заповедям Христа Спасителя.

Мы склонны поступать так, как те люди, которых в Христовой притче хозяин пригласил на свой пир: у нас есть масса отговорок, каждая из которых звучит вполне убедительно. В Христовой притче прозвучало крайне важное слово, которое относится к тем, кто не находит времени для участия в пире Господнем, к тем, кто сильно занят своими повседневными делами, всего одно слово, но это слово очень страшное — «разгневавшись». Хозяин пира, то есть Бог, разгневался на тех, кто отказался прийти. Но при этом изначально «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Сол. 5, 9). Именно эти слова из Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам должны задавать настроение всей нашей христианской жизни, которая, по мысли апостола, есть предвкушение спасения и будущей славы во Христе Иисусе.

Здесь особенно интересно употребление апостолом Павлом понятия гнева. Он использовал его и в других своих послания. К примеру, в Послании к Римлянам он писал о «дне гнева»: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2, 5). О гневе Божием как таковом мы тоже может прочитать в апостольских посланиях, в частности, в Послании к Ефесянам, Павел написал: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5, 6), есть упоминание гнева Божия и в прозвучавшем сегодня отрывке из Послания к христианам Колосс: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления» (Кол. 3, 5–6).

Из всего этого видно, что апостол Павел под «гневом Божиим» понимает участь, которой подвергнутся те, кто должным образом не исправил свою жизнь, кто упорствовал в своих грехах и умер без должного покаяния. Ключевое слово здесь — «упорствовал».

Дело в том, что Бог каждому христианину дал все необходимые средства для победы над грехом. Такая победа — не вопрос силы, потому что сила дана от Бога, это вопрос воли, того, куда она направлена, иными словами, это вопрос желания. Хочешь быть с Богом в вечности — пожалуйста, будь! Ведь именно к этому каждого из нас определил Бог — «к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа», но никак не к наказанию и не к мучению.

Ну а если не хочешь, если не используешь полученную от Бога силу, то это твой выбор, твоё право, но стоит помнить, что жизнь с Богом и в Боге начинается не когда-то потом, где-то после физической кончины, она начинается тогда, когда мы действуем в соответствии с Его волей, когда используем то, что Он нам даёт себе на благо, то есть для борьбы с проявлениями природы падшего человека в самих себе.

А если мы не поступаем таким образом, то и рассчитывать на получение «спасения через Господа нашего Иисуса Христа» не приходится, ведь спасение это не что-то в обязательном порядке навязанное со вне, это то, что мы должны выбрать самостоятельно. Очень хочется верить, что мы выберем спасение, и будем выбирать его в каждую секунду нашей жизни, так, как это делали святые праотцы, которых сегодня вспоминает Церковь.

Похожие публикации