27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Филиппа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Филипповскомм приделе Владимирского кафедрального собора.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти апостола Филиппа!
О Филиппе мы знаем в первую очередь из Евангелия от Иоанна, если в других трёх Евангелиях он упоминается лишь в общем перечне двенадцати апостолов, то в Евангелии от Иоанна он выступает как самостоятельное действующее лицо: первый раз он приводит ко Христу Нафанаила (Ин. 1, 43–46), второй — беседует со Христом о хлебе для множества народа (Ин. 6, 5–7) и в третий раз он просит Спасителя на Тайной вечери показать апостолам Бога-Отца (Ин. 14, 8–9). В день памяти апостола Филиппа Церковь избрала для чтения в храмах первый из этих отрывков — о том, как Филипп приводит ко Христу своего сомневающегося друга Нафанаила. Этот отрывок любопытен во многих отношениях, но более всего он интересен тем, что показывает образ прихода человека ко Христу. И образ этот в высшей степени таинственен.
Журналисты очень любят задавать известным священнослужителям и мирянам один и тот же вопрос: «А как вы пришли к Богу?» Этот вопрос — своего рода общее место, похоже, что среди журналистов задать его считается признаком хорошего тона точно так же, как признаком хорошего тона считается произнесение приветственных и прощальных слов. Вопрошаемые старательно отвечают, зачастую их ответы бывают весьма поучительными и глубокими. Но есть в самом этом диалоге внутренняя неразрешимая проблема: невозможно словами в полной мере описать процесс призвания, ведь если бы это было возможно, то слушатели неизбежно бы уверялись в том же самом, то есть опыт прихода к Богу можно было бы транслировать так, чтобы он становился и опытом слушателей. Но этого, как правило, не происходит. И не только из-за бедности нашего языка, основная причина в другом: никто сам по себе к Богу не приходит, но всех Бог призывает Сам. Бог находит к каждому из нас индивидуальный подход, настолько индивидуальный и тонкий, что внятно объяснить, как тот или иной человек стал убеждённым христианином, не получается.
Так произошло и с приведённым ко Христу Филиппом апостолом Нафанаилом. Мы не знаем и никогда доподлинно не узнаем, что именно услышал Нафанаил в словах Христа о том, что Господь видел его под смоковницей «прежде нежели позвал его Филипп». Об этом можно лишь строить предположения той или иной степени достоверности, а подлинный ответ на этот вопрос знает только сам апостол, причём знание это не столько интеллектуальное, сколько сердечное. Из текста Евангелия от Иоанна нам известно, что Нафанаил был сильно впечатлён, но Христос не останавливается на этом впечатлении, Он идёт дальше и произносит довольно загадочную фразу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 52). Как и почти на любой другой евангельский отрывок, на эти слова Спасителя существует множество толкований, все они исходят из того, что здесь имеется отсылка к видению праотца Иакова — он увидел лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы. Видение Иакова — один из символов отношения Бога и Его творения в эпоху Нового Завета. Бог более не закрыт от человека, Он близко, богообщение доступно каждому человеку. Этот факт — важнее всего прочего. Собственно, именно он и поражает более, чем само по себе Боговоплощение, следствием которого он является. Невероятная и постоянная близость Бога — вот то, что чувствует призванный Богом человек, эту близость можно пережить, но рассказать о ней так, чтобы она стала достоянием слушающих, увы, невозможно. Именно поэтому о ней не стоит говорить, но стоит молиться, чтобы подобный опыт пережили если и не все люди, то хотя бы те наши близкие, к кому мы не равнодушны.