В Неделю 32-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Антония Великого, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сёстры! С воскресным днём всех вас сердечно поздравляю, отца Димитрия благодарю за приглашение сегодня здесь помолиться и совершить Божественную Литургию. Всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня мы празднуем память преподобного Антония Великого. Человека, который руководствовался в своей жизни верой во Христа. И отец Глеб в своей проповеди так же говорил о вере, основываясь на сегодняшнем евангельском отрывке.

Вообще о вере нам стоит размышлять как можно больше и чаще. Следует задавать себе самим вопрос: «Во что я на самом деле верю?» Этот вопрос может показаться немножко нелепым, ведь мы все сегодня едиными устами возгласили «Верую в единого Бога Отца…» Но если попытаться говорить не словами Церкви, не словами богослужения, а словами своего сердца, то, во что мы верим? Предметом веры может быть что угодно. Я вот верю, например, что отец Димитрий нас позовёт на обед. Он ещё не звал, но я верю, что позовёт, верю, что нас там накормят… Конечно, это я говорю в рамках шутки, а если говорить серьёзно, то вера во Христа Спасителя может быть очень разной. К примеру, древние израильтяне тоже верили во Христа, но не так, как верят христиане, они верили, что Мессия будет великим государственным деятелем, который принесёт свободу и величие их родной стране.

Довольно часто исцеления, которые описаны на страницах Евангелия, заканчиваются одной и той же фразой Христа Спасителя: «иди, вера твоя спасла тебя». Так было сказано, к примеру, единственному благодарному прокаженному в истории с очищением десяти больных проказой, так было сказано кровоточивой женщине, эти слова мы слышим во множестве других случаев. Вообще, Христос постоянно делает акцент на вере, Он всегда связывает её со спасением, будь то спасение от болезни или же иное спасение — жизнь вечная.

У веры существует множество определений, она является предметом постоянных споров. Но споры происходят не только между верующими и теми, кто не верит в существование Бога. Немало споров и между христианами, причина всё та же — понимание веры.

Какая вера была у слепца, историю которого мы слышали в сегодняшнем отрывке Евангелия от Луки? Этот человек сидел у дороги и просил милостыню. До его слуха дошла весть, что мимо проходит Иисус из Назарета. Из параллельного места Евангелия от Марка мы знаем имя слепца — Вартимей, он, услышав, что где-то рядом проходит Иисус и «закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». После этого он подошел ко Христу и на вопрос о том, чего он хочет, ответил: «Господи! чтобы мне прозреть». Сразу после этого Евангелие сообщает, что Вартимей перестал быть слепцом и что его спасла вера. Какая? Очевидны здесь две вещи. Во-первых, Вартимей исповедовал Иисуса Сыном Давида. Для нас эти слова почти ничего не значат, да и звучат они странно — как может быть Сыном Давида Тот, Кто жил почти через тысячу лет после Давида? Но для Древнего Израиля такое утверждение было весьма понятным и очень серьёзным, ведь сын Давида — это никто иной как Мессия, то есть Христос. Основывается это представление на Второй книге Царств, в частности, на словах Бога, которые передал Давиду пророк Нафан: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» (2 Цар. 7, 12-13). Конечно, здесь напрямую не сказано о сыне, но сказано о семени Давида, что на библейском языке равно имени сына. Получается, что, произнося эти слова, Вратимей исповедует Иисуса Христом. Это — первый и базовый предмет его веры.

А во-вторых, Вартимей обращается ко Христу с просьбой о прозрении. Это означает, что он верил в возможность исцеления по слову Христа. Сам факт такой просьбы свидетельствует о том, что Вартимей не смирился со своим состоянием, он искал исцеления, наверняка он перепробовал множество способов прозреть, все они оказались неудачными, но не пришёл в отчаяние. Это ещё одна особенность его веры: он не опустил руки, он жил надеждой.

Если свести все перечисленные пункты веры Вартимея, то мы сможем понять, какая вера является спасительной с точки зрения Самого Христа: это вера в Него как в Мессию, то есть в Того, Кто является Единственным Источником жизни, это вера в Его всесилие и всевластие, и это умение никогда не отчаиваться, но быть всегда готовым обратиться с мольбой к Богу.

Следующий вопрос — от чего спасла вера Вартимея? Вряд ли стоит понимать здесь спасение в смысле вечности. Человек прозрел, пошёл дальше и неизвестно, как сложилась его судьба, ведь любое дарование Божие, даже самое великое и необычайное, может человеку быть в погибель. Соответственно, эти слова стоит понимать, как спасение в этот конкретный момент, то есть спасение от слепоты. Но для того, чтобы совершилось даже это малое — в сопоставлении с вечностью — спасение, необходимо иметь веру.

Без веры невозможно ничего, ни в этой жизни, ни в жизни будущего века. Без правильной веры, которая постоянно обновляется, которую мы в самих себе обновляем, в том числе и через честные вопросы к самим себе, мы никуда не сдвинемся и ничего не достигнем.

Дай нам всем Бог иметь мужество для таких вопросов, ведь без него невозможно восхождение по пути христианского совершенства.

Похожие публикации