1 января 2022 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас всех с наступающим воскресным днём, с Неделей святых отец, с днём памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского и с наступившим Новым годом!
Каждый из перечисленных праздников может быть прекрасным поводом для проповеди, но мне сегодня хочется поразмышлять на тему, которая на первый взгляд кажется никак не связанной с теми событиями, которым посвящено богослужение, совершенное нами. А именно, мне хочется поговорить о маленьких детях в храме. В 10-й главе Евангелия от Марка приведена замечательная история о том, как ко Христу приносили младенцев, а Его ученики пытались препятствовать этому. Результатом действий апостолов стало то, что Господь, увидев это, «вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Мк. 10, 14-15).
Это едва ли не единственный евангельский фрагмент, в котором мы видим негодование Христа Спасителя, направленное на Его ближайших учеников. Как правило, аналогичная реакция у Христа была совсем на другие группы людей — на упорно Ему сопротивлявшихся саддукеев, фарисеев, иудейских книжников, на всех тех, кто сознательно отказывался понимать смысл слов и действий Христа. А здесь к этим людям примкнули и ученики. Своими действиями они показали, что тоже не вполне осознают то, что делает их Учитель. Но при этом апостолов легко понять и, как следствие, оправдать: они не были против детей рядом со Христом, они всего лишь хотели, чтобы у Него было время для отдыха, да и, как кажется, какой смысл приносить — именно приносить, а не приводить! — к Нему детей, ведь дети в силу своего возраста не способны понять то, что Господь говорит и делает… Оказывается, смысл есть, причём смысл двоякий.
Эта евангельская история постоянно повторяется и в наших современных храмах. Есть священнослужители, которые, конечно же, не против маленьких детей в храмах, но которые всеми силами пытаются ограждать церковный порядок от посягательств на него младенцев. Ведь младенцы, как всем прекрасно известно, не всегда способны быть тихими, скромными и незаметными. Чаще же всего они создают вокруг себя суеты и много лишних звуков. Некоторые священнослужители видят в этом ничем не обоснованное попрание церковного порядка и пытаются бороться, их, как и апостолов, можно понять: они исходят из совершенно верной установки — в храме всё должно быть сосредоточено вокруг Христа, а детский шум мало способствует таковому сосредоточению. Но, подобно апостолам, они ошибаются: маленькие дети не могут рационально подходить к тому, что происходит в храмах, но они, как и приносимые ко Христу младенцы, осознают происходящее иным образом, который можно назвать духовным, хотя внешне это, конечно, и не всегда очевидно. Собственно, возможность такого пути церковного соприкосновения со Христом и есть первый вывод, который мы можем сделать из этого евангельского отрывка.
Второй вывод известен, о нём писали едва ли не все толкователи Евангелия от Марка, о нём множество раз говорили современные нам проповедники: Христос призывает нас брать пример с детей в их восприятии Царства Небесного. Речь, в первую очередь, идёт об абсолютном доверии. Маленькие дети не сомневаются в словах своих родителей, всё, что они слышат и узнают от своих пап и мам, они воспринимают как истину, и совершенно не сомневаются в полученной таким путём информации. Сознание взрослого человека устроено прямо противоположным образом: мы сомневаемся, мы всё проверяем, мы никому не доверяем. Так нас научила жизнь. Но в отношении евангельских слов Христа необходимо научиться забывать весь свой многолетний опыт недоверия и не сомневаться, доверять каждой Его мысли так, как это делают наши непоседливые и шумные детки в отношении своих родителей.
Дай нам всем Бог в наступившем году приблизиться к такой же степени доверия нашему Спасителю и Богу!