4 сентября 2021 года, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Если попытаться выстроить строгую непротиворечивую этическую систему, которая была бы основана на Евангелии, то в рамках этой системы превозношение самого себя или высказанные самому себе похвалы — однозначно греховное, следовательно, безнравственное действие, ведь Господь Иисус Христос сказал по этому поводу слова, не подразумевающие какого-то иного, кроме буквального, прочтения: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14). Но, к счастью, не существует строгой этической системы, которую можно было бы назвать евангельской, потому что в Евангелии есть нравственный императив, не поддающийся строгому логическому описанию, этот императив стоит над всеми другими словами Христа: речь идёт о любви. Если любовь требует превозносить себя, то такое превозношение не является грехом.
Апостол Павел действует по любви к основанным им общинам, любовь же подразумевает готовность пожертвовать всем ради тех, кого человек любит. Христиане Коринфа не хотели слушать апостола, они подозревали, что он не вполне честен с ними, в ответ Павел вынужден был написать о том, кто он и что стоит за его словами и действиями. Написать не иносказательно, а предельно прямо и откровенно, иными словами, он вынужден был хвалиться перед ними. Надо признать, ему было, чем хвалиться. Апостол пишет: «Я дошёл до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (2 Кор. 12, 11). А чуть ранее здесь же мы находим и саму похвалу: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10). Это то самое «я», которого должны избегать все христиане и которого тщательно избегал апостол Павел. Но здесь он изменил общехристианскому нравственному принципу ради того, чтобы коринфские христиане поняли: Павел — действительно апостол, то есть человек, который избран Богом для дела проповеди Христа Воскресшего, а это значит, что все его слова — истина, надо его слушать и поступать так, как говорит он, а не кто-либо другой.
Вместе со ссылкой на самого себя апостол Павел даёт универсальный ответ на вопрос том, является ли тот или иной человек в полной мере христианином. Христианин — тот, кто верует во Христа, а потому не теряет благодушия даже в самых страшных жизненных обстоятельствах. Такого человека, как и апостола Павла, не могут смутить ни собственные болезни, ни нанесенные ему обиды, ни крайняя бедность, ни гонения, христианин от всего этого не превратится в злого и желчного человека, а останется точно таким, каким он был бы и при обстоятельствах, противоположных перечисленным.