В Неделю 10-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Богоявленском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Антонина, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с продолжающимся праздником Успения Пресвятой Богородицы и с днём чествования Феодоровского образа Пречистой Владычицы нашей!

Мне хочется обратить ваше внимание на сегодняшний рядовой евангельский отрывок, напомню, что в нём шла речь об исцелении Господом Иисусом Христом больного ребенка, которому не смогли помочь апостолы.

Для полноты понимания этого евангельского отрывка необходимо помнить о его контексте: Христос и Его ученики «пришли к народу» сразу после события Преображения Господня. Незадолго до этого апостолы Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями абсолютно уникальной истории, ведь ни до Преображения, ни после ничего подобного не происходило, Господь Иисус Христос не представал перед учениками в преображённом облике, ученики никогда не видели, чтобы Его одежды «сделались белыми, как свет», а лицо Его «просияло, как солнце» (Мф. 17, 2), не видели, чтобы Он беседовал с великими пророками прошлого. Никогда апостолы не переживали и такого чистого возвышенного восторга, как на горе Преображения.

Но сразу после того, как они сошли с горы, им пришлось столкнуться с вполне заурядными человеческими бедами и с проявлениями духовной слабости. Возможно, что именно этим контрастом вызвана так сильно травмирующая многих читателей Евангелия реплика Христа Спасителя: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17).

Толкователи расходятся во мнении, к кому именно были обращены эти слова. Только к апостолам? Или же вообще ко всем израильтянам? Или вовсе ко всему человечеству, неспособному к жизни по вере? У каждого толкователя есть свои аргументы, а существование разных предположений на этот счёт позволяет нам самим без всякого ущерба для истины выбирать то прочтение, которое кажется наиболее достоверным.

Из дальнейшего евангельского повествования мы узнаём, что Христос на вопрос учеников о том, почему они сами не смогли помочь больному ребёнку, дал ответ из двух частей: в первой Он сказал о недостатке веры — не у кого-то иного, а у апостолов, ведь во второй части Своего ответа Господь именно ученикам сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Сопоставляя реплику о роде неверном и развращённом с последующим диалогом с учениками, можно сделать вывод, что и замечание Христа было также адресовано апостолам.

На последнем обстоятельстве стоит остановиться особо. Ни для кого не секрет, что сегодня многие христиане готовы давать советы другим людям в сложных жизненных обстоятельствах. Советы эти, как кажется, базируются на Евангелии, среди них можно услышать и прекрасный совет молиться и поститься. Но вот в чём дело: Христос эту рекомендацию обращает не к страдающему ребёнку и ни к его отцу, а к тем, к кому отец мальчика обратился за помощью. Это ученикам не хватило веры, молитвы и поста для того, чтобы исцелить ребенка. Об этом стоит помнить, и всякий раз, когда к нам обращаются за помощью, если на ум не идёт ничего лучшего, чем совет о молитве и посте, то этот совет не стоит изрекать вовне, его стоит обратить к самим себе и постараться его исполнить, с тем, чтобы в дальнейшем суметь оказать требуемую помощь.

Похожие публикации