В канун праздника Преображения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 августа 2021 года, в канун праздника Преображения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, всех вас сердечно поздравляю с праздником Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Я уверен, что все вы прекрасно знаете о событиях Преображения, и нет смысла пересказывать те евангельские отрывки, которые о нём повествуют.

Хочу обратить ваше внимание на то, что богослужение праздника Преображения постоянно проводит параллель между тем, что произошло на горе Хорив Синайской гряды во время дарования израильскому народу закона и тем, что произошло на горе Преображения. Для примера можно привести одну из сегодняшних стихир в русском переводе: «В древности говоривший посредством образов на горе Синае с Моисеем, говоря: «Я — Бог вечно Существующий», в этот день, заблистав лучами, Он же преобразился на горе Фавор, показывая наш первоначальный образ». Получается, что события на Синае прообразовали собой Преображение Господне.

Если придерживаться этой параллели, то стоит вспомнить о результатах дарования Закона Израилю и задаться вопросом: какое действие произвело на израильтян в пустыне дарование Закона, и какое действие на апостолов произвело Преображение? Если мы посмотрим книги Ветхого Завета, а потом три Евангелия, описывающие события Преображения, то увидим, что кроме изумления и восторга, которые довольно быстро прошли и у израильтян в пустыни, и у апостолов, ничего не изменилось. То есть и там, и там были величественные богоявления, которые сами по себе никоим образом никого не изменили и ни к чему не привели.

Ученики остались такими же непонимающими. У всех трёх евангелистов мы видим сначала рассказ о Преображении, затем — Господь укоряет своих учеников, потому как они были абсолютно бесчувственны к тому, что Христос говорил и делал.

Нечто подобное и в Книге Исход. Для того, чтобы израильский народ смог принять новый Закон, научился жить по этому закону, стал новым народом, было необходимо 40 лет странствовать. Лишь через 40 лет изнурительных путешествий и смену поколений израильтяне достигли Земли обетованной как тот народ, который живёт по данному Богом Закону.

Получается, что никакое действие Бога, никакое Его видимое явление не способно нас изменить само по себе. Это есть лишь самое начало длинного пути. Такого, какой был у израильтян, такого, какой был у апостолов, такого, какой должен пройти индивидуально каждый человек. От богоявления в сердце, от Преображения необходимо двигаться дальше. Сама по себе церковная жизнь и участие в таинствах — это лишь один из элементов этого пути.

Апостолы были со Христом, были с Ним до Его Страданий и Смерти, но изменились только тогда, когда получили содействие Святого Духа, когда осознали одну простую вещь — жизнь по вере — это жизнь всегда наперекор плоти, всегда вызов для чувственного мира, а потому она неизбежно сопровождается дискомфортом.

Мы с вами прекрасно знаем теорию, знаем, что, по мысли апостола Павла, христианин — это тот, в ком «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Еф. 2, 5), то есть тот, кто вслед за Христом принимает волю Божию во всей её полноте вне зависимости от своего к ней отношения. Но это принятие невозможно без внутреннего перерождения, которое не достигается только лишь через присутствие рядом с теми, кто уже идёт по этому пути, ведь и апостолам не помогло присутствие со Христом в момент Его Преображения. Для того, чтобы принять волю Божию и начать ей следовать необходимо ещё кое-что: личный подвиг веры, который заключается в непрестанном понуждении себя к жизни по вере, и содействие Святого Духа.

Дай нам всем Бог помнить об этом и понимать, что сама по себе жизнь в Церкви — это ещё не гарантия того, что мы приближаемся к цели христианской жизни, точно также, как и апостолы, будучи рядом со Христом, к ней не приближались и оставались «ветхими» людьми до того момента, пока на них не снизошел Дух Святой и пока они не начали жить в полном соответствии с тем, чего от них хочет Бог.

Похожие публикации