8 августа 2021 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Евангелие не доносит до нас информации о том, как долго слепые шли за Христом с мольбой о помиловании. Возможно, что это продолжалось всего лишь несколько минут, а может быть речь идёт о нескольких днях. Из рассказа апостола и евангелиста Матфея ясно лишь то, что Христос не спешил удовлетворить просьбу этих людей, Он по какой-то, одному Ему ведомой, причине медлил и как будто бы не обращал внимания на просящих милости.
Здесь же мы находим другую историю исцеления — историю «человека немого бесноватого». В этом случае всё происходило совершенно иначе: нет ни следования за Христом, ни просьб со стороны страдающего человека, нет никакого диалога, апостол Матфей просто констатирует факт изгнания беса и сообщает, что «немой стал говорить».
Две истории исцеления, но истории абсолютно не похожие друг на друга. Можно предположить, что «человек немой бесноватый» попросту не был способен к диалогу, что он не мог просить за себя в силу немоты или же по причине одержимости злым духом. Возможно. Но ведь и те люди, которые привели ко Христу этого человека, ничего не говорят и ни о чём не просят.
Почему Господь использует разные подходы? Почему одних Он заставляет идти за Ним и просить, а другого исцеляет без каких-либо просьб? Некоторые толкователи пишут, что через отсутствие внимания к просьбе слепых Господь испытывает их веру. Но почему Он не делает чего-то похожего в отношении «немого бесноватого» или тех людей, которые его привели? Наверняка, из-за одержимости злым духом, этот человек не был способен к самому акту веры. Но как быть с его друзьями и с другими евангельскими историями исцелений? К примеру, незадолго до этого эпизода апостол Матфей рассказывает об исцелении тёщи Петра (Мф. 8, 14-15), исцелении без какого-либо испытания веры больной женщины. Точно также Господь исцеляет и прокаженного (Мф. 8, 2-4) — по первой просьбе, не заставляя его долго просить и не испытывая его веру. В Евангелии масса примеров такого рода. На чьи-то просьбы Христос откликается быстро, кому-то Он не спешит помогать.
Истории евангельских исцелений невозможно выстроить в единую строгую схему, которая помогла бы сделать вывод о том, чем руководствовался Спаситель в той или иной ситуации. Причина кажется вполне очевидной: Он Личность. Личность, превосходящая любую другую, Он — Бог и наш Творец, и Его невозможно вместить в какие-либо схемы, ведь в них невозможно вместить никакую личность, тем более Личность Воплощённого Бога.
Странно же то, что этот простой факт зачастую от нас ускользает, и мы пытаемся выстраивать своё взаимодействие с Богом не как с Личностью, а как с некоей бездушной силой, которую при удачном стечении обстоятельств и правильных действиях можно себе подчинить и начать ей манипулировать. Но это, скорее, путь язычника, а не христианина, тогда как христианский путь общения с Богом состоит в ином, в том, чтобы «возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением» (Мф. 22, 37) и вследствие этой любви во всём и всегда доверять Христу.