28 апреля 2021 года, в Великую Среду, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно приветствую с Великой Средой!
Сегодня мы просим Господа избавить нас от «Иудина окаянства»: «О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предания целование. Оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу: зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства! От негоже избави Боже, души наша».
В чём же именно состоит «Иудино окаянство»? Мы знаем, что он предал своего Учителя и Господа Бога Иисуса Христа. Вроде бы всё понятно. Любой грех — является предательством Бога. И это есть Иудино окаянство. Но мы также знаем, что нет человека, который живёт и не согрешает. Означает ли это, что абсолютно любой грех — есть «Иудино окаянство»? Знаем мы и то, что Иуда был сребролюбив. Но только ли сребролюбие есть «Иудино окаянство»?
Мне думается, что нет. Потому что в грехе Иуды было нечто иное, то, с чем мы постоянно сталкиваемся в нашей жизни и в самих себе: Иуда использовал для прикрытия своих истинных целей заботу о нуждающихся. То есть грех сребролюбия он покрывал благими побуждениями.
Мы знаем, что так происходит и сегодня. Сфера благотворительности — это сфера многих соблазнов. Ни для кого не секрет, что есть люди, которые, прикрываясь заботой о нуждающихся, реализуют свою страсть к сребролюбию, которые наживаются на милосердии других людей.
Думается, что одна из сторон «Иудина окаянства» в этом и состоит — свой грех Иуда прикрывал благими намерениями. Пусть же Всемилостивый Господь даст нам всем силы не прятать свои грехи за декларацией благих намерений, а видеть мерзость греха и всеми силами бороться с ним.