3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Кто готов своими словами передать сегодняшнее евангельское чтение? Мало кто на это способен. Сегодняшнее евангельское чтение способно смутить, и оно смущает — когда человек воцерковляется, начинает читать Евангелие, открывает первое Евангелие — от Матфея, — и уже после первой страницы приходит в некоторый ступор, он не понимает о чём здесь вообще идёт речь, зачем нужно это перечисление малопонятных древнееврейских имен.
Может быть странно прозвучит, но для меня это самое любимое евангельское чтение. В нём мы видим что-то важное, то, о чём склонны постоянно забывать, — что история делается не кем-то другим, а нами. В самой высокой истории, — истории боговоплощения, — действовали не ангелы, действовали люди. Люди, которые были грешными, слабыми, часто сомневающимися, такими же как мы.
Это родословие, которое мы слышим в воскресенье, предшествующее празднику Рождества Христова, не совсем обычное, так как оно упоминает женщин. В традициях родословий того времени женщин не упоминали, достаточно было упоминания отца. Кроме Божией Матери в тексте упоминается ещё четыре женщины, каждая из которых имела свои особенности, не всегда благопристойные. Любопытно ещё и то, что две из них не принадлежали богоизбраному народу: одна была хананеянкой, другая — моавитянкой. Это означает, что если использовать сегодняшний галахический принцип, то Христос по плоти не был евреем — сегодня считают по матери, тогда считали по отцу.
Мы знаем из Священного Писания, что и Фамарь, и Раав, и Вирсавия были блудницами. Про Раав сказано, что она была профессиональной блудницей, зарабатывала этим деньги; Фамарь сумела соблазнить собственного свёкра и зачать от него двух сыновей; Вирсавия откликнулась на зов царя Давида и предала своего мужа. Ужасные преступления. В ту эпоху женщины, которые таким образом поступали, принимали на себя, в лучшем случае, клеймо позора, а в худшем — их побивали камнями. Но, исходя из сегодняшней перспективы, этих женщин можно оправдать и понять.
Сегодня мы открываем первые страницы Евангелия и видим их имена. Это означает, что Богу не так важен грех человека, как Ему важно то, куда устремлён человек и его способность к покаянию. Об этом очень важно помнить. Мы готовы принять такие слова по отношению к себе, но по отношению к другим, к тяжело согрешающим, эти слова забываются. Кажется, что грех — это то, за что человек будет осуждён Богом, что это некая характеристика человека. А Священное Писание говорит, что это не так, что через эти грехи, если они потом исправлены жизнью, может произойти нечто великое. А стремление человека не определяется совершёнными им грехами.
Дай нам всем Бог всегда об этом помнить.