В канун Вселенской родительской субботы епископ Феоктист совершил вечернее богослужение во Владимирском соборе

1 марта 2019 года, в канун Вселенской родительской субботы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечернее богослужение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершили вечернее заупокойное богослужение, в рамках которого прочитали 118-й псалом. И это то, о чем мне хотелось бы поговорить.

В отличие от большинства псалмов, в 118-м псалме нет единого общего смысла. Если вы попытаетесь пересказать этот псалом, у вас ничего не получится. Не получится сказать, о чем псалом в своей совокупности, потому как он не имеет единого смысла, тогда как смысл имеет каждый его отдельно взятый стих. Этот псалом представляет собой так называемый алфавитный суперакростих. То есть первый стих начинается с первой буквы еврейского алфавита, второй — со второй и так далее до последней буквы. Все это повторяется 8 раз. В еврейском алфавите 22 буквы, в итоге мы имеем с вами 176 стихов.

В каждом из стихов упоминается Закон, причем он упоминается с использованием различных синонимов: оправдание, поучение, наставление, заповеди и так далее. Но в каждом из стихов говорится о Законе. То есть этот псалом является гигантской похвалой Закону Божьему. В нем ничего не говорится собственно об умерших, но каждый раз, когда мы совершаем особое заупокойное последование, мы читаем этот псалом. А читаем мы его вот почему.

Я хотел бы напомнить один евангельский эпизод. Когда Господь после Тайной Вечери помолился, встал и пошел в путь, ученики «сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22, 38). Толкователи обращали внимание на это место, о каких мечах идет речь? Если о таких мечах, которыми сражаются, то ясно, что Господь словом «довольно» прекращает беседу. А если мы посмотрим с другой стороны, так, как на это смотрел святитель Амвросий Медиоланский, то увидим вот что. Святитель Амвросий говорит, что есть два меча — это Ветхий и Новый Завет. Этих двух мечей довольно для спасения и для жизни. Они дают человеку всю полноту знания, необходимого для благополучной жизни здесь и вечной жизни со Христом. Именно в отношении двух мечей — двух Заветов — и применяет святитель Амвросий слово, произнесенное Христом Спасителем.

Эти же два меча — Ветхий и Новый Завет — можно свести к одному Закону. Закону, который учит, наставляет, поддерживает, заставляет мыслить, действовать и дает человеку вечную жизнь. Именно поэтому для самих себя мы с вами каждый раз читаем эту кафизму и наш ум должен восходить к мысли о собственном отношении к Закону Божьему, к двум мечам, к Ветхому и Новому Завету. Потому что это те книги, те мысли, без которых нет спасения ни для нас, ни для тех, кто уже отошел в вечность.

Похожие публикации