15 мая 2020 года, в день памяти перенесения мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
Архиерейским указом клирик монастыря диакон Геннадий Липатов был удостоен права ношения двойного ораря.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Христос воскресе!
Сердечно вас поздравляю с одним из престольных праздников этой святой обители — днём перенесения мощей святых благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба.
Часто рядовое чтение из-за совпадения с днём памяти того или иного святого особым образом подчёркивает одну из граней подвига святого, о которой стоило бы поразмышлять. Сегодня мы слышали окончание беседы Христа в храме с фарисеями и книжниками. Христос говорит им: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти» (Ин. 8, 21). Фарисеи не понимают Его слов.
Интересен комментарий святителя Кирилла Александрийского на этот евангельский отрывок: «Весьма ясно Христос говорит здесь о том, что надлежит дорожить настоящим временем, в которое каждый может получить себе пользу. Напротив, небрежение своим благом и нерадение о нём не только оказывается совсем бесполезным, но и причиняет подобающую небрежности скорбь». Церковь исповедует, что вне Христа нет Жизни Вечной. А так как Бог никого не предопределял к погибели, то Он так или иначе открывается каждому человеку.
Христос Спаситель призывает к Себе всех. Он делает это через людей, через различные жизненные ситуации, через литературу и искусство, через внутреннее стремление человека к правде, через красоту окружающего нас мира. Он использует буквально каждую возможность, — невозможно перечислить все те пути, которыми пользуется Бог, чтобы обратиться к человеку. Но есть проблема. Она в нас. В том, что мы, подобно оппонентам Христа, отказываемся слышать Его призыв. И зачастую начинаем Его искать тогда, когда Он уже отвернулся, уже ушёл. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, что для всего есть своё время. И надо использовать это время. Использовать те возможности, которые Бог нам даёт. Если этого не делать, то, как сказал святитель Кирилл, «нерадение причинит подобающую небрежности скорбь».
Сегодня память святых мучеников Бориса и Глеба. Борис был чуть постарше, но ещё юноша, Глеб — совсем ещё мальчик. Я вчера вечером читал две летописи, повествующие об их убиении. Что-то в них расходится, но есть и общее — то, что для святых это был момент личного обращения к ним Христа. Да, они не были к нему готовы, особенно не был готов Глеб, который в какой-то момент говорил своим будущим убийцам: «Помилуйте мою юность; помилуйте, господа мои, вы будете мне господами, я буду вам рабом; не забирайте меня от этой жизни, не пожинайте не созревшего колоса». Но его не слушали, он обратился в молитве к Богу и осознал, что грядущее мученичество — не что иное, как прямой призыв Бога, и он должен идти навстречу этому призыву. Очевидно, что они оба, и Борис, и Глеб, могли избежать мучения, могли спрятаться или же могли сопротивляться до последнего. Но Борис никуда не прячется, понимает, что время его земной жизни заканчивается, он совершает утреню, молится словами шестопсалмия, ложится и его убивают. Они оба приняли волю Божию о себе, не стали искать другого времени. Бог их призвал в тот момент, в который призвал. Здесь и сейчас. И они пошли Ему навстречу.
Далеко не всех Бог призывает в такой трагической ситуации, таких людей единицы. Чаще всего Бог говорит с нами в нашей повседневности. Бог обращается к нам тогда, — и мы чувствуем Его голос, — когда хотим сделать что-то благое, по-евангельски доброе. Весь мир может считать, что это неправильно. Но если ты хочешь сделать что-то доброе, то иди и делай, не откладывай на потом, не обращай внимания ни на кого, — потому что это говорит тебе Бог. Если же ты хочешь сделать что-то злое, сказать что-то недоброе, то помолчи, отложи это, откладывай это как можно дольше, потому что не Бог с тобой в данный момент говорит.
Пусть же по молитвам Бориса и Глеба мы с вами сможем не упускать эти моменты прямого обращения к нам Бога. Пусть мы сможем, как и они, реагировать на этот призыв, может быть через смущение, через «не хочу». И тогда наследуем их благую участь.
С праздником вас всех. Христос воскресе!