В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил утреню со чтением акафиста Божией Матери во Владимирском кафедральном соборе

3 апреля 2020 года, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением акафиста Божией Матери во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Пение акафиста Пресвятой Богородицы было установлено Церковью по совершенно конкретному историческому поводу: как благодарение Божией Матери за избавление Константинополя от нашествия врагов в IX веке. Подробности борьбы христианской Византии с этими врагами изложены в Синаксари, которая является неотъемлемой частью Постной Триоди.

Без лишних слов понятно, что происходившее тогда в Константинополе нас сегодняшних касается мало, если вообще касается. Другая эпоха, другая страна, да и Константинополь, в конце концов, пал, сейчас на карте мира невозможно найти город с таким названием.

Получается, что мы сегодня празднуем событие, которое, во-первых, не имеет к нам отношения, а во-вторых, защита города не имела непрекращающийся характер. Тогда возникает вопрос: а что, собственно, мы здесь сегодня делаем?

Предполагаю, что ответ всем известен и без моих подсказок: мы берём более широкий контекст и под защитой одного конкретного города в один лишь отрезок времени подразумеваем помышление и покров со стороны Пресвятой Богородицы, который простерт над всеми христианами. Да, это действительно так. Над всеми. И всегда. Но когда мы говорим «всегда», то стоит помнить о вечности, потому что Её покров и заступление простираются значительно дальше привычного нам физического мира.

Бог нигде не говорил, что земля и жизнь на ней не имеют своего предела. Он не говорил, что человеческая цивилизация никогда не закончится, что жизнь в известной нам форме будет продолжаться бесконечно. Но вместе с этим Он не говорил и о времени прекращения ее существования. Но при этом Бог сказал, что Он не будет больше истреблять человечество. Оснований Ему не верить у нас нет.

Обо всём этом мы знаем из истории заключения Богом завета с Ноем: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 11).

Из этого можно сделать два вывода: человечество не будет истреблено, но при этом существование земли, и вообще всего материального, имеет свои границы, которые содержит Бог, и которые недоступны нашему познанию. То есть в какой-то момент истории произойдёт то, о чем в Первом послании к Коринфянам написал апостол Павел: «не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51–52).

В практическом смысле библейские слова Бога «не буду больше поражать всего живущего» означают, что до определенного момента можно быть совершенно спокойным: никакие эпидемии и войны не способны нас уничтожить. Кроме того, кончина видимого мира не будет постепенной, об этом мы знаем из Евангелия: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Дальнейший текст Евангелия от Матфея предельно ясно говорит о том, что Второе пришествие и будет означать окончание существования привычного нам материального мира. Но для абсолютного большинства людей материальное либо уже закончилось, либо закончится раньше этого времени. Получается, что для нас нет особой разницы, каким образом осуществится переход из одного мира в другой, вряд ли мы окажемся в числе тех, кто не умрет, а, по слову апостола Павла, изменится. Поэтому нас, скорее, должен интересовать другой вопрос: не вопрос времени и метода перехода из времени в вечность, а вопрос готовности к этому переходу.

Вот здесь то и начинается самое важное. Мы знаем, что все эти размышления отнюдь не новы. Люди всегда интересовались переходом из временной жизни в ту жизнь, в которой нет ни болезней, ни страданий, ни, как говорят богослужебные тексты, воздыханий. Туда, где всё и во всём Бог. Интересовались этим вопросом и апостолы. Книга Деяний повествует, что они задавали Христу после Его Воскресения вопрос о времени кончины мира и о том, каким образом она будет происходить. На свой вопрос они получили исчерпывающий ответ, который не потерял и не потеряет своей актуальности: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 7–8). Сила Святого Духа дается каждому христианину в таинстве миропомазания, которое непосредственно примыкает к таинству крещения. А значит и каждого христианина Господь наш и Бог призывает быть Его свидетелем, то есть тем, кто своей жизнью свидетельствует об истине Христова Воскресения. Только такая жизнь и такое устремление способны лишить человека страха за свою собственную жизнь и за жизнь своих близких, ведь такая жизнь ни что иное, как проявление совершенной любви ко Христу, которая, как написал апостол и евангелист Иоанн Богослов, «изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4, 18).

Дай нам всем Бог молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы эту совершенную любовь!

Похожие публикации