11 января 2020 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди:
— Во всех дошедших до нас и принятых Церковью описаниях встреч апостолов с Воскресшим Христом прослеживаются несколько характерных особенностей. Первая из них — внезапность, вторая — апостолы не всегда могут сразу узнать в том человеке, которого перед собой видят, Христа Воскресшего. Это довольно странно, если вспомнить, что три года до этого апостолы фактически не расставались со своим Учителем. Они были с Ним везде и всегда. Ели и пили, шли, слушали Его, вместе отдыхали и вместе помогали страдающим людям. Три года — вполне достаточный срок, чтобы научиться узнавать человека с любого ракурса и при любом освещении. Значит, дело здесь не в апостолах, а в Самом Христе.
Хотя в отношении сегодняшнего отрывка и того, что Мария Магдалина не смогла узнать Спасителя, существует расхожее предположение: она не смогла Его узнать потому что ее глаза были заплаканы, она вообще в тот момент плохо видела еще и по причине раннего утра, ведь она пришла ко Гробу еще до рассвета, поэтому она реагирует лишь на Его голос. Но считать причиной неузнавания Христа Воскресшего проблемы со зрением можно лишь в отношении Марии, а как быть с остальными евангельскими эпизодами схожего характера?
Для всех же вообще явлений Христа есть другое объяснение: апостолы не могли предположить, что то воскресение, о котором столько раз говорил им Господь во время Своего земного странствования, будет именно воскресением. В прямом смысле этого слова — Убитый Господь станет снова живым. Это было за рамками их, да и наших, представлений о мире.
На этом классические рациональные объяснения невозможности мгновенно узнать Воскресшего заканчиваются. Любопытно, что эти комментарии были особенно популярны на рубеже позапрошлого и прошлого веков, тогда, когда в Европе господствовали рационализм и ликующий отход от христианства в сторону вульгарного материализма. Церковные комментаторы пытались каким-то образом примирить евангельское свидетельство с вызовами времени. Получалось не вполне убедительно и, как мы знаем из истории, такие попытки ни к чему доброму не привели. Во всяком случае, отход от Церкви не замедлился. Впрочем, в какой-то степени эти попытки имели основание и в толкованиях святых отцов первых веков христианства, в частности, отцов Западной Церкви — святителя Григория Двоеслова и блаженного Иеронима Стридонского. Они также полагали, что Мария и другие ученики не могли узнать Христа по ряду внутренних причин, первая из которых — неверие в Христово Воскресение, а вторая — слезы и раннее утром.
Но были и другие святые толкователи. К примеру, святитель Иоанн Златоуст. Он не пытался найти рациональное объяснение временной неспособности учеников узнать своего Учителя. Святитель Иоанн был прост и категоричен: «Потому что Господь после воскресения уже был облечен нетленным телом и не был узнаваем, кроме тех, кому Он хотел открыться и когда хотел». Кому хотел и когда хотел. Это очень важное замечание святителя Иоанна. Если до Христовых Страданий, Смерти и Воскресения Его можно было найти самостоятельно, по собственной инициативе, то после Воскресения все меняется — Он Сам решает к кому и когда приходить, с кем общаться, а с кем нет. Невозможно ради праздного любопытства пойти и посмотреть на Него. Он становится видим только очами веры. Это — продолжение все той же евангельской линии уважения к свободе человека, Господь никому не навязывается и потому открывает Себя лишь тем, у кого есть мужество пойти по пути веры в Него.
За две тысячи лет с момента Воскресения Христова ничего не изменилось, Он по-прежнему является лишь тем, кому Он Сам решит явиться. Он здесь, Он с нами, Он посреди нас, но увидим мы Его или нет — решать Ему, наше же дело — открыть свои сердца и верить в Него и Ему.