В праздник Крещения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Богоявленском монастыре

Владимир Ходаков
Фото

19 января 2020 года, в праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре Углича.

По заамвонной молитве было совершено Великое освящение воды.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, дорогая матушка, братья и сестры!

В сегодняшнем, небольшом по своему объему евангельском отрывке содержится один серьезный вопрос, который возникает всякий раз, когда мы размышляем о Крещении Господнем. И на который не так легко дать ответ. Зачем вообще Христу Спасителю нужно было креститься? Иоанн Пророк тоже не понимал этого и возражал против Крещения. Ответ Самого Христа Иоанну лишь усиливает наше недоумение: какую правду надлежит исполнить? И что вообще такое «исполнение всякой правды»? Но, как мы видим, эта Христова фраза сняла вопросы Иоанна.

В первую очередь обращает на себя внимание слово «теперь» во фразе «оставь теперь». В греческом оригинале этого слова содержится некоторая оговорка, указание на то, что речь идет об определенной вре́менной ситуации, которая предполагает и определенный образ действий. Решающим же для толкования и понимания ответа Христа Спасителя является понимание слова «правда»: «надлежит исполнить всякую правду».

Понятие правды в том мире, в котором жил Христос, и к которому Он принадлежал как Человек, существенно отличается от того, который дает нам, к примеру, Толковый словарь русского языка. В нашем словаре мы читаем: «Правда это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей». Или же это «справедливость, честность, правое дело». В языке Израиля времен Христа слово «правда» имело иное значение. Этим словом обозначался ответ человека на Закон Божий, который дан Пятикнижием Моисея.

Правда — это приятие Божией воли целиком и полностью, несение благого «ига Царства Небесного», так, как это формулировалось в ветхозаветной традиции. Крещение от Иоанна не предусмотрено Законом, но Христос, произнося те слова, о которых говорилось выше, признает его и тем самым выражает безусловное приятие Божией воли, послушное приятие этого «ига». Признает и Своими действиями показывает, что Закон значительно шире, чем написанное Моисеем, и что нельзя оставаться в рамках написанного, если мы хотим угодить Богу.

Мы знаем, что в дальнейшем Спаситель неоднократно возвращался к этой теме. Он исцелял больных в субботу, ел без ритуального омовения рук, общался с язычниками, бывал в гостях у тех, к кому не должен был заходить тот, кто чтит написанный Закон, кто придерживается буквы. Внешне казалось, что Он нарушает Закон, но Он не нарушал Его, а исполнял в соответствии с правдой Божией. Своим Крещением Христос дает однозначный ответ на извечный вопрос о соотношении правды и закона. Правда шире закона, но при этом она вытекает из закона. И об этом нам стоит помнить. Не только в день Крещения Господня, но и в любую минуту, в которую стоит выбор между милостью и справедливостью, ведь милость шире справедливости, она одно из проявлений правды Божией.

Похожие публикации