back to top

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Никольском монастыре

Фото
свящ. Сергий Савенков

7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Благовещенском храме Никольского женского монастыря.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Бочков, протоиерей Александр Смирнов, протоиерей Валентин Медведев, протоиерей Владимир Жилкин, священник Дионисий Елистратов, протодиакон Николай Мальцев, диакон Алексей Кузнецов, диакон Владимир Принёв диакон Алексей Герасимов, диакон Олег Юрков.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас всех с Благовещением Пресвятой Богородицы!

Во время Великого поста Церковь погружает нас в осмысление событий Ветхого Завета, вот и сегодня во время богослужения мы услышали четыре отрывка из ветхозаветных книг, о каждом из которых можно говорить очень долго. Однако всякий раз, когда мы — христиане — имеем дело с Ветхим Заветом, мы не можем не вспоминать, что понять эти древние книги в полноте можно лишь из перспективы новозаветной истории. Если не знать о Христе, то библейские книги перестают иметь вселенское значение, они превращаются в сборник довольно странных древних рассказов об одном народе, но если мы знаем о Новом Завете, то всё меняется, ведь оказывается, что все библейские события вели к одному слову, сказанному архангелом Гавриилом совсем юной Деве из Назарета, и это слово — «Радуйся!» (см. Лк. 1, 28).

Да, с одной стороны, сказанное Гавриилом представляет собой вполне обычное приветствие, с другой же — оно является и возвещением радости. Если вдуматься, то само это слово, произнесённое архангелом, совершенно невероятно: он — посланник Бога — возвещает радость человеку! Тому самому человеку, который обречён на земное странствование, на боль, на страдания, на страх, и в конечном итоге на смерть. Приветствие Гавриила можно было бы воспринять как какую-то глупую злую иронию, но он архангел, а не человек и не демон, он не способен, ни на глупость, ни на злость, и ему нет необходимости маскировать неуверенность иронией. Гавриил возвестил радость и Пресвятой Деве, и всему человечеству, ради той радости, о которой он сказал, жили многие поколения людей Ветхого Завета, вообще вся история человечества после грехопадения была ради того, чтобы однажды Дева услышала эти слова архангела.

Пресвятая, как мы знаем, согласилась со словами Гавриила, Она приняла волю Бога о себе, и с этого момента началась новая история человечества: история Нового Адама — Христа, и Новой Евы — Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Эта история не была бы возможна, если бы Мария принялась сопоставлять слова архангела со своим знанием о мире, если бы Она, к примеру, в большей степени поверила и себе, и всему человеческому опыту, и сказала, что бессемянное зачатие невозможно, а потому и сам Гавриил, и его слова — это какое-то наваждение, какой-то бред. Но нет, Она поступила иначе, Она в полной мере осознавала глубокое несовершенство самого совершенного человеческого представление об окружающем нас мире, и потому Она согласилась со словами архангела.

Этим самым Пречистая показала, что путь к той самой радости, которую возвестил Гавриил, лежит через недоверие к себе и безоговорочное доверие Богу. Здесь не может не возникнуть вопрос к каждому из нас: а что у нас с доверием? Это очень непростой вопрос, ведь каждый христианин на собственном опыте знает, что всё Евангелие — это вызов нашему доверию Богу. Увы, но зачастую выбирая между Христовой заповедью и собственным представлением о мире, мы выбираем второе, ну а заповедь каким-то образом переиначиваем, так, чтобы она в больше степени соответствовала нашей обычной человеческой жизни. Пресвятая Богородица сумела избежать этого соблазна, Она Своим примером не устаёт нам напоминать, что, действительно, «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). Пусть же Пречистая Дева поможет нам об этом не забывать, и всякий раз выбирать не свой ум, а Божий!

Похожие публикации