back to top

В среду 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Фото
свящ. Сергий Савенков

5 марта 2025 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

За пять часов, которые заняло нынешнее богослужение, мы услышали массу слов Священного Писания, и среди них были слова книги Притчей Соломона, которые напомнили мне, что нам — священнослужителям — довольно часто доводиться ощущать собственное бессилие. К примеру, тогда, когда мы сталкиваемся с крайне непростыми ситуациями в жизни прихожан, и здесь речь не идёт, скажем, о болезнях, нет, речь об их взаимоотношениях с противоположным полом и о тех невообразимых противоречиях, в которых люди иногда оказываются. В эти ситуации можно было бы не попадать, если помнить о прозвучавшем сегодня предостережении книги Притчей: «Рассудительность будет оберегать тебя […] дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом её ведёт к смерти, и стези её — к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2, 16–19).

Как мы видим, уже во второй главе книги Притчей её автор, сказав о базовых принципах нравственности и об основе мудрости, переходит к теме, которая многим нашим современникам кажется несущественной, — он предостерегает от любовных приключений с «женой другого».

С одной стороны, такое предостережение выглядит избыточным, ведь закон Моисея в высшей степени строго карал супружескую неверность. С другой же, практика показала, что страх наказания не всегда способен остановить человека, и люди как согрешали, так и продолжают согрешать. Конечно, мы понимаем, что каждая ситуация уникальна, но есть общий принцип, нарушение которого ведёт, по слову книги Притчей, к смерти. Да, здесь под смертью не стоит понимать физическую кончину жизни, мысль книги Притчей состоит вовсе не в том, что покусившийся на чужую жену тут же упадёт замертво, нет, здесь слово «смерть» объемлет собой все те сложности, которые неизбежно последуют за этим грехом. Собственно, всё многообразие неразрешимых проблем в личной жизни, с которыми доводится сталкиваться людям очень часто имеют своим основанием супружескую неверность.

Об этом стоит помнить. Нам вообще не стоит забывать, что путь жизни требует от человека усилий, тогда как противоположный путь удобен, заманчив и приятен. Однако его удобство иллюзорно, его привлекательность обманчива, а за его приятностью прячутся невообразимые страдания. Собственно, есть понятная аналогия: наше тело стремится к состоянию покоя, но если мы поддадимся и станем лежать больше, чем того требует разумное отношение к телу, то через какое-то время тело начнёт уверенно приближаться к тлению. Подобное и с самой жизнью: жизнь требует усилий — физических, интеллектуальных и нравственных. А иного пути жизни попросту не существует.

Похожие публикации