В четверг Светлой седмицы епископ Феоктист совершил Литургию в храме великомученицы Параскевы Пятницы в Большом Селе

2 мая 2019 года, в четверг Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме великомученицы Параскевы Пятницы в Большом Селе.

За богослужением владыка совершил диаконскую хиротонию Константина Леонова.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к молящимся:

— Священное писание безгранично и глубоко. Можно говорить о нем сколько угодно и не повторяться. Поэтому мне бы хотелось сказать немножко о том, на что отец Андрей не обратил внимания, просто не успел. Сегодняшнее чтение было взято из Евангелия от Иоанна. Во всем этом Евангелии не встречается понятие «Царства Божьего», «Царства Небесного». Вернее, встречается, но только два раза, причем оба раза в услышанной нами сегодня Христа с Никодимом. Это очень интересно, потому что понятие Царства Божия в каждом Евангелии имеет какой-то свой оттенок. Я не буду сейчас перебирать их все, но важно вот что.

И по Иоанну, и по Луке Царство Божие — это то, что возможно уже здесь и сейчас. Для того, чтобы туда попасть, вовсе не обязательно физически умирать. Можно жить в плоти и быть гражданином Царства Божьего. Об этом говорит Христос Никодиму. Никодим не совсем понимает, как это возможно, хотя он прекрасно знал и книгу Иезекииля, и других пророков, которые произносили слова Бога: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36, 26). Но как можно стать совершенно обновиться и родиться от Духа? Вот здесь переводы русский и славянский — не совсем точные. Когда говорят о Духе, который дышит, где хочет. Мы не совсем понимаем, о чем здесь речь идет. Дело в том, что и в иврите, и в греческом языке «ветер» и «дух» — это одно и то же слово. Здесь есть определенная игра слов. Господь говорил на арамейском. Но арамейский — это, если несколько огрубить, разговорный иврит.

Ветер дует непонятно по какой причине. Находясь в закрытом помещении сложно сказать, откуда он подул, и что вызвало этот ветер. Но то что он есть, и то, что он ощутим, нет никакого сомнения. Так и дух Божий. Мы не знаем, откуда он приходит и когда приходит. Но его не ощутить, не заметить невозможно. Христос здесь, в беседе с Никодимом, не говорит о технологии обретения Духа Святаго. Он не говорит, какова технология того, чтобы здесь и сейчас стать участниками Царства Божьего.

Но мы можем посмотреть на прочтение Евангелия жизнью святых. Потому что каждый святой —это прочтение Евангелия тем или иным человеком. Прочтение жизнью всей. Святые иллюстрируют нам Евангелие. Мы можем смотреть каждого из них и видеть, какие разные бывают пути стяжания благодати и Царства Божьего. Но у всех святых есть одна константа, одна общая вещь.

Помимо веры, помимо всего, что связано с богословием, есть еще и практика такая: их жизнь — это подвиг. А подвиг, по слову святителя Ионы, епископа Ханькоуского, это совершенное забвение себя и своих трудностей с тем, чтобы стать опорой для других. Это не значит стать опорой для своей семьи, для своих детей. Другие — это не своя семья, это те, кто за ее пределами. Это очень сложно. Забыть себя и стать опорой тем, кто нуждается, кто тебе ничем отплатить не может, для тех, кто, может быть, далеко, кто тебе не будет благодарен, кто тебя забудет через секунду — вот это подвиг. И святые жили в таком подвиге.

Христос Спаситель говорит об этом в другом месте, не в этой беседе, но это и есть технология стяжания Духа Святаго и вселение в Царство Божие здесь и сейчас. Со всеми вытекающими последствиями. А вытекает оттуда блаженство — высшая степень счастья.

Мне бы хотелось пожелать вам, чтобы в вашей жизни всегда было место христианскому подвигу. Чтобы Дух Божий пришел, вселился, почивал на каждом из вас. И чтобы радость и блаженство Царства Небесного, Царства Божьего вы ощущали уже сейчас и здесь, на тех местах, на которые вас поставил Господь.

Похожие публикации