В Неделю 3-ю по Пасхе епископ Феоктист совершил Литургию в храме великомученицы Параскевы Пятницы в Большом Селе

Дмитрий Ухоботов
Фото

30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме великомученицы Параскевы Пятницы в селе Большое Село.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с днём памяти праведных Иосифа и Никодима, и с днём чествования святых жён-мироносиц!

С описанных в Евангелии действий этих замечательных людей начинается история бытия Церкви после окончания земной проповеди Христа Спасителя. Вообще, в эти пасхальные дни Церковь предлагает нам вспомнить о том, каким образом жила и строилась первохристианская община, сложившаяся после Христова Вознесения, и делает это Церковь путём чтения за богослужением книги Деяний святых апостолов. Благодаря этой книге мы знаем, что первохристианская община имела своим непосредственным предтечей иудаизм или, иначе, религию Ветхого Завета. До обращения евангельской проповеди вовне, к язычникам, все верующие во Христа пришли из иудаизма. Но внутри иудаизма были самые разные люди: там были палестинские евреи, были евреи из других стран и были прозелиты, то есть люди, которые не были потомками праотца Иакова, но при этом верили в Единого Истинного Бога.

В прозвучавшем сегодня за Литургией отрывке книги Деяний апостол Лука называет «Евреями» только лишь выходцев из Палестины, все же остальные — «Еллинисты». Существует предположение, что палестинские евреи испытывали ощущение некоторого превосходства перед всеми другими иудеями. Это отношение вместе с людьми перешло в христианскую общину. Отсюда и взялось то самое пренебрежение вдовицами «еллинистов» со стороны палестинских евреев. Впрочем, может у этого явления были и какие-то иные причины. А может, что и вовсе не было ничего подобного и несправедливость эта была лишь кажущейся.

Важно здесь, конечно же, не это, а реакция апостолов. Они не стали вдаваться в суть вопроса о притеснении вдов, не стали разбираться кто прав, а кто виноват, они просто предложили избрать людей, которые будут ответственны за, как бы мы сказали сегодня, социальное направление общинной жизни. Благодаря этому действию проблема была решена, у апостолов больше не было необходимости заниматься решением схожих вопросов.

Первохристианская община — образец для всех прочих общин. Что мы здесь видим? Возникла проблема, апостолы предложили решение, община согласилась и из своей среды выделила ответственных людей, апостолы признали это выдвижение, сопроводив своё признание молитвой и наложением рук. В идеале подобных образом должны решаться и вопросы во всех других христианских общинах, в том числе и в современных нам. Апостолы предельно чётко обозначили приоритет своей собственной деятельности: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Дея. 6, 2).

Социальная деятельность, или, иными словами, помощь нуждающимся, очень важна, но, как говорил святитель Иоанн Златоуст, иногда «необходимому нужно предпочитать более необходимое». Глава христианской общины физически не способен заниматься всем и сразу. У него есть основная задача: проповедь слова Божия и молитва, а всё остальное — важно, но второстепенно по отношению к этой основной задаче. Потому любая христианская община по примеру апостольской общины должна сама определять и проблемы, и тех людей, которым она доверяет их решение. Ну а те, кого избирают для того или иного дела, должны относиться к порученному им занятию точно с такими же вниманием и тщательностью, с которыми апостолы относились к делу проповеди.

Но, к сожалению, в большинстве современных приходов мы видим несколько иную ситуацию: настоятель вынужден лично заниматься всем и сразу. Происходит это не потому, что настоятели сильно жаждут держать всё под личным контролем, причина иная: неготовность прихожан брать на себя хоть какую-то ответственность за жизнь прихода. Это печально и неправильно хотя бы по той причине, что такое положение дел плохо согласуется с первоначальным устройством христианской общины. Думаю, нам всем стоит почаще вглядываться в то, как была устроена церковная жизнь в апостольские времена, вглядываться, и делать соответствующие выводы, проявлять инициативу и участвовать в жизни прихода не только своей молитвой и пожертвованиями, но и внятными практическими действиями.

Похожие публикации