12 июля 2024 года, в день памяти святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Петропавловском храме села Большое Село.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Большесельского округа протоиерей Сергий Сабадаш, настоятель храма священник Андрей Калабушкин, священник Димитрий Туляков, священник Михаил Злотников, священник Константин Леонов, диакон Владимир Принёв.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас поздравляю с днём памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!
Сегодня Церковь прославляет «болезни и труды» двух самых известных апостолов Христовых — Петра и Павла. Мы знаем, что именно этим людям суждено было приложить особенно много трудов для распространения вести о Христе Воскресшем, знаем мы и то, что далеко не всегда рассказ о Христе с радостью принимался теми, к кому обращались святые апостолы: как раз описанию апостольских злостраданий и был посвящён прозвучавший сегодня во время Литургии отрывок из 11-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Павел писал о себе самом, но из других источников мы знаем, что аналогичные сложности претерпевали и другие апостолы, в том числе и прославляемый ныне апостол Пётр.
Но за что гнали апостолов? Разве они делали хоть что-то дурное? Разве они подстрекали кого-то к бунту против властей? Или же они пытались сломить государственное устройство? Или, может быть, они учили чему-то плохому и деструктивному? Ответ на вопрос о причинах гонений известен, причём известен он стал ещё до того, как апостолы вышли на самостоятельную проповедь, и ответ этот дал Сам Господь Иисус Христос: «Вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё» (Мф. 24, 9). Оказывается, что все печальные следствия апостольское проповеди — это всего лишь реакция людей на имя Христово.
Зачастую нам кажется, что апостольская эпоха настолько далека от нас, что невозможно сравнивать жизнь апостолов с нашей жизнью, и условия апостольской проповеди с условиями нашего времени. Да и вообще, когда мы сегодня произносим слово «проповедь», то мы, как правило, имеем в виду проповедь с церковного амвона, то, чем занимаются священники за каждым богослужением, и то, чем я занимаюсь сейчас. Конечно, апостолы проповедовали и в церковных общинах, но когда мы говорим про апостольскую проповедь как таковую, то под ней подразумевается благовестие, которое обращено к людям, не знающим о Христе. Апостолы, исполняя повеление Христово идти и учить все народы (см. Мф. 28, 19), обращались ко всем тем людям, к которым они могли прийти, иногда их проповедь была успешной, иногда не очень, но апостолы не прекращали делать то, к чему они были призваны Христом.
И здесь возникает вопрос: быть проповедниками Евангелия призван каждый христианин, но делаем ли мы то, к чему призваны нашим Спасителем? Ищем ли мы пути для проповеди? Используем ли мы все возможности для этого? А если мы это делаем, то сравним ли наш подход с подходом апостолов?
Стоит признать, что в наше время проповедь Христа Воскресшего имеет свои каноны, и выход за их пределы, мягко говоря, не особо поощряется. Более того, в большинстве случаев речь о Христе мало кого способна удивить и воодушевить, ведь о Нём всё так или иначе уже знают, как знают и о существовании Евангелия. Апостольская эпоха была, конечно же, иной, и слово о Христе звучало как откровение, однако само слово не принесло бы плода, если бы оно не было подкреплено явлениями духа и силы, так, как об этом написал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4).
«Явление духа и силы» — это, в первую очередь, вера во Христа, которой живёт человек, вера, которая побуждает в любой жизненной ситуации поступать так, как повелевает Евангелие, ни в чём не искать своей выгоды, а предпочитать себе Христа и Его Царство.
Дай Бог, чтобы молитвами святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла наша вера непрестанно возрастала, приближаясь к апостольской!