back to top

В канун Недели о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

8 февраля 2025 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с началом пения Постной Триоди!

Церковная проповедь отличается своей предсказуемостью. Любому человеку понятно, что Церковь, к примеру, никогда не станет называть человеческие грехи и пороки нормой, она всегда будет с ними бороться, и всегда их будет обличать. Конечно, такое положение дел нравится далеко не всем. Кто-то иронизирует над словами Церкви, кто-то попросту не обращает на них внимание, ну а кто-то решается спорить.

О последней категории людей писал в своё время апостол Иуда в своём Соборном послании, в котором он обличал очередных лжеучителей, проникших в церковную среду. Обличал он этих людей не за какие-то вероучительные особенности, а за их образ жизни. О том, какой была их жизнь, можно частично понять из слов апостола: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (Иуд. 1, 12). К описанию их жизни можно отнести и эту фразу: «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно)» (Иуд. 1, 16). Нам становится понятно: речь идёт о тех, кто счёл для себя излишними какие бы то ни было ограничения, о тех, кто ел и пил сверх всякой меры, воспринимая при этом собственные страсти и похоти как Богом данную часть человеческой природы, с которыми бороться невозможно и ненужно.

Такая позиция прекрасно нам знакома, ведь в наше время подобные размышления чрезвычайно популярны, и мы постоянно слышим голоса тех, кто весьма изящно оправдывает или даже восхваляет человеческие пороки, критикуя при этом христианскую аскезу как проявление крайне вредного для здоровья безумия. Такого рода воззрения обречены на популярность, ведь они утверждают, что любой человек идеален, а потому не стоит тревожить собственную совесть, кроме того, они уверяют, что какие бы то ни было ограничения, кроме, понятное дело, ограничений уголовного кодекса, — пережиток дремучего прошлого.

У нас нет точных сведений относительно тех людей, о которых написал апостол Иуда. Мы не знаем ни их имен, ни их аргументов, ни конкретных положений их учения. Мы знаем лишь о направлении их мысли и о реакции Церкви.

Нам стоит помнить, что Церковь никогда не согласится с тем, что человек идеален, а потому должен оставаться таким, каков он есть. Причина такой позиции проста: с церковной точки зрения мы все несём в себе последствия грехопадений наших прародителей, и избавить от них нас может лишь Христос, потому то мы и должны, как написал апостол Иуда, «назидать себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (ср. Иуд. 1, 20–21).

Сегодня Церковь начала нас готовить к Великому посту, к тому времени, в которое мы, вспомнив о нашем незавидном состоянии, получим возможность постом и молитвой с Божией помощью приблизить себя к тому состоянию, которое утратили наши прародители. Дай Бог, чтобы у нас это получилось!

Похожие публикации