В канун Недели 31-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

25 января 2025 года, в канун Недели 31-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём, с днём памяти преподобного Иринарха, затворника Борисоглебского и с продолжающимся празднованием Крещения Господня!

Мне хочется поделиться кое-какими мыслями, которые не имеют непосредственной связи с только что перечисленными церковными торжествами, они вызваны одной из самых коротких книг как Нового Завета, так и вообще Священного Писания — Третьим соборным посланием святого апостола Иоанна Богослова. В этом послании нет каких-то ярких афоризмов, можно сказать, что это своего рода записка, которая была адресована Гайю, и имела своей целью уврачевание злоупотреблений со стороны Диотрефа. Однако и в этом кратком послании есть те мысли, которые никогда не утратят своей актуальности.

Так, исследователи обращают внимание на те строки, в которых упомянут Диотреф, звучат эти строки так: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин. 1, 9–10).

Эти апостольские слова свидетельствуют, что в Церкви очень рано начали проявляться анархические тенденции, то есть в христианских общинах стали появляться люди, которые отказывались подчиняться апостолам, и такой отказ влёк за собой появление различного рода заблуждений в области вероучения.

Собственно, именно попытки не подчиняться апостолам как носителям высшей церковной власти и стали причиной появления этого послания. Здесь мы видим упоминание Диотрефа, который, во-первых, «любил первенствовать», то есть никому не подчиняться, а во-вторых, он отказывался принимать апостолов. Подобное, как мы знаем, случалось и позже, случается оно и в наше время. Увы, но мы все поражены гордыней, которая стала нашей спутницей после грехопадения Адамы и Евы, а потому мало кто любит подчиняться, и ещё меньшее количество людей готовы менять свои воззрения, подчиняясь в этом вопросе Церкви в лице её законной иерархии.

Мы прославляем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова как любимого ученика Господа Иисуса Христа, а богослужебные гимны называют его «другом Христовым». Всё это совершенно справедливо и абсолютно бесспорно. Он таким и был.

Однако и к нему были претензии со стороны современников. Наверняка, Диотреф обладал какими-то аргументами, достаточно убедительными, чтобы люди ему верили. Мы не знаем, чем ему не нравился апостол Иоанн, и почему он отказывался подчиняться свидетелю Христовой жизни. Однако это и не имеет никакого значения, нам важен сам факт: оказывается, можно и к апостолу относиться так, как мы зачастую относимся к нашим современникам, которые олицетворяют собой церковную власть.

Конечно, нет и не может быть человека, который был бы идеален. У каждого из нас есть свои слабые стороны. Но при этом не стоит забывать, что Бог устроил Церковь такой, какой мы её знаем: её земная часть управляется людьми, её вероучение тоже хранят люди, да, несовершенные, да, не всегда приятные, но если пойти против этого божественного установления, то ничего хорошего не будет, и это на практике доказали все те лжеучители и еретики, коих было в истории Церкви несметное количество.

Дай Бог, чтобы никто из нас не пополнил собой число этих людей, чтобы мы сохранили верность Церкви Христовой и поставленной Спасителем иерархии до нашего последнего вздоха!

Похожие публикации