1 января 2025 года, в день памяти преподобного Илии Муромского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме преподобного Илии Муромского на территории 5-го пограничного учебного центра ФСБ России в деревне Погорелка Борисоглебского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма священник Терентий Стахович, протоиерей Борис Украинцев, священник Владимир Мартышин, священник Валерий Трякин, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Илии Муромца и с наступившим Новым годом!
В абсолютном большинстве евангельских рассказов мы видим Христа, Который проявляет Себя через милосердие, Он лечит, Он поддерживает, Он воскрешает, Он даёт надежду тем, кто её давно потерял. Он не делает различия между самым почтенным и самым презренным человеком, Он смотрит лишь на сердечное расположение, и всеми силами старается донести истину о Боге, Который есть Любовь. Может сложиться впечатление, что Христос — это некий бесконечно добрый всепрощающий волшебник, и этим Он сильно отличается от карающего Бога Ветхого Завета. Но мы знаем, что Бог — Один и Тот же, Он верен Себе, и Он неизменен, ну а Священное Писание надо читать внимательнее, потому что именно внимательное чтение Писания поможет нам увидеть единство Ветхого и Нового Заветов в повествовании о Боге.
В Евангелии тоже есть места, в которых Христос выступает в очень нетипичной для Себя роли: Он проявляет гнев. Многим христианам памятна история про изгнание Христом торгующих из храма с применением физической силы, памятна и история с проклятием смоковницы, которая представляет собой немалую трудность для комментаторов Евангелия. К этим двум эпизодам можно добавить и гнев Христа, направленный на Его учеников тогда, когда они попытались запретить матерям приносить к Спасителю их детей (см. Мк. 10, 14).
На первый взгляд кажется, что эта последняя история не имеет ничего общего с нарушением храмового порядка беспорядочной торговлей и с символическим проклятием смоковницы, но если посмотреть внимательнее, то мы увидим, что и в случае с гневом на учеников мы имеем дело не с простой человеческой эмоцией и несдержанностью, а с нарушением чего-то очень важного, чего-то базового, того, что установлено Богом как непреложный закон. И нам стоит подумать о том, чтобы не стать невольными нарушителями этого закона, который можно определить как запрет на искусственное выстраивание барьеров между человеком и Богом. У апостолов в рассказе Евангелия от Марка были на то свои причины: они берегли Учителя, а неразумные малые дети казались им тем, от чего вполне можно было бы Его оградить, дети ведь не способны воспринимать поучения и видеть знамения, они вообще мало на что способны.
Христос, как мы помним, очень ярко отреагировал на эти попытки Своих апостолов: «Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Из слова Спасителя как минимум два вывода: во-первых, любое препятствие, которое мы вольно или невольно воздвигаем между другими людьми и Богом ведёт к крайне неприятной реакции Бога, а во-вторых, есть и иные уровни соприкосновения с Богом, помимо интеллектуального или же физического, уровни, которые доступны детям, но недоступны взрослым. На этих нами плохо осознаваемых уровнях Христос останавливается особо, и говорит, что только детское восприятие Бога способно привести человека в Царство Божие. По совокупному мнению множества авторитетных толкователей, речь здесь идёт о детской способности принимать дары без какого-либо рассуждения, без мысли о скрытых смыслах и о своём достоинстве или же, напротив, его недостатке. Маленькие дети просто берут то, что им предлагается, у них нет того интеллектуального и социального багажа, который мешал бы это делать, а пришедшее в силе Царство Божие можно принять только так — как дар, но, чтобы это сделать, необходимо суметь отринуть все свои сомнения, весь страх и все условности.
Дай Бог, чтобы наступивший год стал для нас годом искреннего и открытого общения с нашим Спасителем, чтобы всё нам от Него ниспосылаемое мы умели видеть как бесценный дар, ведущий нас в Царство Христово! И, конечно же, хочу всем пожелать, чтобы никто из нас не стал для кого-либо вольным или невольным препятствием на пути к Богу!