1 января 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых отец, день памяти преподобного Илии Муромского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме преподобного Илии Муромского на территории 5-го пограничного учебного центра ФСБ России в деревне Погорелка Борисоглебского района.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём, с днём памяти преподобного Илии Муромца и с наступившим Новым годом!
По традиции нашей епархии, мы с вами собираемся в этом храме ежегодно утром 1 января, связано это, как вы все прекрасно знаете, с тем, что в этот день Церковь совершает празднование в честь преподобного Илии Муромца, человека, о котором мы знаем достоверно весьма немного, но личность которого и народное предание, и некоторые исследователи отождествляют с былинным богатырём Илией, а потому он является одним из покровителей тех из нас, кто посвятил свою жизнь военному делу и защите Отечества.
Минувший год дал всему нашему обществу массу поводов для размышлений относительно защиты Родины и относительного воинского подвига. К сожалению, довольно часто эти размышления были спекулятивными, и я не стану их сейчас воспроизводить. Да и вообще, я не являюсь специалистом ни в военном деле, ни в политике, ни в экономике, моё призвание иное: я поставлен Богом и Церковью для того, чтобы возвещать в меру своих сил евангельскую истину, именно на ней я хочу сегодня сосредоточиться, и сказать о том, что вместе с днём памяти Илии Муромца сегодня Церковь в своём богослужении совершает празднование в честь святых отец, то есть тех людей, которые были предками Христа Спасителя. По этой причине мы с вами услышали во время Литургии родословие Христа по Евангелию от Матфея.
Многим людям это родословии кажется странным и чрезвычайно скучным, так как оно состоит из перечня древних еврейских имён, которые мало что могут сказать современному человеку, не погруженному в историю Ветхого Завета, тогда как для тех, кто имеет знакомство с библейской историей, эти имена говорят об очень многом. В частности, они вызывают в памяти слова пророка Исайи, которые в русском переводе звучат так: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55, 8). Эта мысль пророка Исайи кажется очевидной, и в ней идёт речь о том, что никакой человек не в состоянии в полной мере постигнуть действия Божии и Его замысел, Бог действует непредсказуемым для человека образом, а потому любые наши попытки выстроить какую-либо логически безупречную схему действий Бога обречены на провал.
К примеру, когда ощущающий себя вполне благочестивым человек видит кого-то, кто тяжело согрешает, то благочестивому кажется, что последствия этого греха будут весьма печальными, что ничего хорошего в дальнейшем ждать не стоит. За этим выводом, как правило, стоит не просто житейский опыт, а знание изложенного в Священном Писании нравственного закона. Кажется, что существует прямая зависимость между грехом и его последствиями.
Да, действительно, такая связь существует, о ней немало сказано в Писании, но назвать эту связь безусловной нельзя, потому что в том же Писании мы видим совсем иные примеры. Так, жители Ниневии, которые покаялись после слов пророка Ионы, избежали последствий своих грехов, что очень сильно огорчило Иону, потому как он сам оказался в незавидной роли человека, чьи пророчества не сбылись.
Но самый важный пример действий Бога, которые, как кажется, противоречат человеческим представлением о последствиях греха, мы видим в первой главе Евангелия от Матфея, в родословии Господа Иисуса Христа, и на этот пример невозможно не обратить внимание: Христово родословие содержит имена самых разных людей, среди них есть те, кого ни при каких условиях нельзя назвать носителями высокой нравственности.
Так, мы читаем: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» (Мф. 1, 3). А из книги Бытия мы узнаём, что Иуда был свёкром Фамари, она была последовательно женой двух его сыновей, они оба умерли бездетными, и Иуда побоялся женить ещё одного своего сына на Фамари, но Фамарь проявила изощрённую смекалку и сделала так, что отцом её детей стал сам Иуда. Ну а Соломон родился, как об этом сказано в родословии, «от бывшей за Уриею» (Мф. 1, 6), что переносит нас к трагической истории греха Давида, который ради обладания Вирсавией отправил её законного мужа Урию на верную гибель. После Соломона родословие перечисляет ряд царей, но мало кто из них был благочестив, более того, мало кто из них в течение всей своей жизни хранил верность Единому Истинному Богу.
И таких — грешных со всех точек зрения людей — в родословии Христа большинство, но это не помешало Богу, Он не отвернулся, Он поступил так, как от Него никто не мог ожидать — Он через Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию привёл на землю Своего Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Это событие не способен вместить человеческий разум, вместе с этим разум не способен вместить и глубину милосердия Божия, Его всепрощение и Его способность действовать свободно и самовластно, и нам всем, конечно же, стоит об этом помнить, особенно тогда, когда мы делаем попытки прогнозировать реакцию Бога.
Стоит нам помнить об этом и тогда, когда мы делаем попытки делить мир на «чёрное» и «белое», ведь в таком делении присутствует забвение о Боге и о Его видении мира, которое превосходит человеческое постижение. От нас же Бог ждёт не правильных прогнозов и глубокомысленных выводов, а верности своему призванию и своему долгу, и очень хочется надеяться, что в наступившем году мы с вами будем именно такими людьми.