1 января 2024 года, в день памяти преподобного Илии Муромского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме преподобного Илии Муромского на территории 5-го пограничного учебного центра ФСБ России в деревне Погорелка Борисоглебского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма священник Терентий Стахович, священник Владимир Мартышин, священник Валерий Трякин, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии полковник Игорь Леонидович Фролов и полковник Дмитрий Николаевич Свировский были удостоены архиерейских грамот.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Илии Муромца и с наступившим новым годом!
С христианской точки зрения жизнь человека представляет собой борьбу с «духами злобы поднебесными» и с собственным падшим естеством, которое постоянно подвергается различным соблазнам и тянет нас вовсе не туда, куда следовало бы. Безусловно, эта христианская концепция принимается лишь христианами, да и то не всеми, среди нас есть и те, кто полагает, что во внутренней борьбе нет никакого смысла, при этом они ссылаются на слова апостола Павла из Послания к Галатам, эти слова говорят о том, что Христос «искупил нас от клятвы закона» (см. Гал. 3, 13). Однако, сам апостол в других местах своих посланий прямо писал о том, что христианам надлежит духовно бодрствовать и всегда быть начеку, собственно, и сама военная аналогия по отношению к христианской жизни тоже принадлежит апостолу Павлу. Конечно же, Павел писал это всё не в качестве какого-то личного измышления, он всего лишь транслировал то, чему был научен от Христа. А научен он был в высшей степени серьёзному отношению к духовной жизни, такому, о котором мы можем услышать в прозвучавшем сегодня во время Литургии отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Марка. Там, напомню, шла речь о том, что в случае какого-либо соблазна необходимо отторгнуть от себя соблазняющую часть тела.
Нет никого смысла говорить о том, что эти слова Христа невозможно понимать буквально. Невозможно это делать хотя бы по той причине, что Господь пришёл в мир не для того, чтобы наносить кому бы то ни было раны, а для нашего всецелого исцеления, как духовного, так и физического, собственно, именно этим — исцелением — Спаситель и занимался все годы Своего земного служения.
По сути, все Его речи посвящены ответу лишь на один вопрос: каким образом человек может вернуться туда, откуда он ниспал после грехопадения наших прародителей? Мы знаем, что после грехопадения изменилось само наше естество, оно стало похожим на естество животных, мы стали заложниками наших инстинктов и нашей биологической составляющей, а ещё всё это оказалось помножено на особенности нашей воли, которая каким-то непостижимым образом влечёт нас совсем не туда, куда указывает Бог. Как следствие, нас соблазняет не только внешний мир или же бесовские силы, мы умудряемся соблазнять, то есть уводить от спасительного пути, сами себя: нам мешают наши собственные руки, ноги и глаза. Конечно, этот перечень ограниченный и условный, он лишь указывает на то, что само наше тело несёт в себе потенциал греховного соблазна, который мы с успехом реализуем. Но бороться с грехом путём уничтожения тела — абсурд, потому как проказа греха живёт не в какой-то отдельной части наших тел, эта проказа поразила тело как таковое, она затронула каждую клетку нашего организма.
А потому мы нуждаемся в целостном исцелении, и Господь показывает нам, как можно достичь требуемого результата: нужна решимость, причём такая, которой сложно подобрать какое-то сравнение. Она должна быть значительно сильнее, чем решимость тех людей, которые решают в одиночку переплыть океан на маленьком судне, больше решимости альпинистов и марафонцев, ведь такая решимость ограничена временем — никакое плавание, никакое восхождение и никакой марафон не может длиться всю жизнь.
Но есть в мирской жизни один вид решимости, который можно сопоставить с той, которую требует Христос: это решимость людей, избравших для себя путь служения Родине. Возможно, именно по этой причине многие профессиональные военные в первые века христианства становились мучениками за Христа. Решимость следовать за Христом во что бы то ни стало должна сопровождать нас до нашего последнего вздоха, точно также, как и решимость военных отдать свою жизнь служению Отечеству, и мы, если хотим достичь успеха в нашем духовном делании, не имеем права на какие-либо послабления.
Конечно, это вовсе не означает, что в жизни человека, во всём и всегда следующему евангельскому пути нет места радости и утешению, оно есть, но их даёт Сам Спаситель, а потому и путь Христов исполнен той радости, которую не может понять и вместить живущий вне евангельского благовестия мир.