21 декабря 2024 года, в канун Недели 26-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Ни для кого не секрет, что между христианами существовали и существуют разногласия, есть между нами конфликты, есть взаимное неприятие и отторжение. Более того, есть и агрессия, есть примеры силового взаимодействия. Всё это невозможно отрицать, и всё это очень печально. Такое положение вещей даёт право нашим оппонентам, которые отнюдь не глупые люди, указывать на то, что мы не стремимся к исполнению слов Христа о единстве. Действительно, со стороны именно так может и показаться, ведь во внехристианском мире единство достигается дипломатическими путями, умением делать уступки и договариваться. Почему же мы — христиане — ради единства друг с другом не идём по тому же пути? Что мешает нам договориться и не конфликтовать?
Все эти и многие другие схожие вопросы снимутся, если попытаться понять, что именно под единством подразумевал Господь Иисус Христос. Кроме того, важно помнить, что Сам Он в годы Своего земного служения не пытался быть приятным во всех отношениях человеком, Он не пытался угодить всем, Он не ставил перед Собой задачу любыми способами объединить вокруг Себя как можно большее количество людей. Нет, напротив, в Евангелии мы видим, что Он был далёк от того, что в наше время принято называть политкорректностью, на Спасителя обижались и злились, Ему угрожали, но Он ничего не менял в Своём поведении. Было бы странно ожидать от учеников Христа какого-то иного образа действий. Значит, не дипломатические способы достижения единства имел в виду Господь в Своей Первосвященнической молитве к Богу-Отцу: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22).
Церковь с самых первых дней своего существования стремилась к абсолютно другому единству, которое никогда не будет понято людям внешним: к единству в Духе Святом, которое находит своё выражение в единстве веры. Отпасть от этого единства, к сожалению, очень просто: достаточно начать жить не евангельскими, а какими-то иными целями. Причём это может произойти как с каждым конкретным христианином, так и с целыми христианскими сообществами. Конечно, в этом всегда есть элемент человеческой вины, но в первую очередь, виноваты здесь те духовные сущности, которые уже много тысячелетий пытаются бороться с Богом.
Если же мы хотим, чтобы на нас исполнилось Христово прошение о единстве верующих в Него, то наша задача состоит в постоянном и предельно честном наблюдении за самими собой, таком, который прекрасно известен любому практикующему христианину, регулярно участвующему в таинстве исповеди и внимательному к своей совести.