6 декабря 2024 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, духовенство города Переславля и Переславского района.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 75-летием со дня рождения Евгения Константиновна Жихаревич была удостоена архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского!
В лекциях по русской истории Василия Осиповича Ключевского есть небольшой параграф с очень ярким названием «Одичание князей». В этом параграфе Василий Осипович рассказал о последствиях удельного разделения Руси, а последствия эти довольно предсказуемы: удельные князья, закрываясь в своих относительно небольших княжествах, утрачивали возможность мыслить об общем благе, очевидно, что в такой ситуации государство становится попросту невозможным, ведь государство подразумевает централизацию, а о какой централизации может идти речь тогда, когда мы имеем дело с фактически ничем друг с другом не связанными княжествами? Да, у соседей было взаимное общение, но какое общение могло быть у княжеств, отстоящих друг от друга на пятьсот и более километров? Когда мы об этом размышляем, мы должны не забывать и про отсутствие коммуникаций в современном их виде, ведь это сейчас между Переславлем и Москвой полтора часа пути, а во времена Александра Невского такой путь занимал не меньше недели.
Совершая богослужебную память святого благоверного великого князя Александра Невского, нельзя не вспоминать о его государственной деятельности, однако, вспоминая об этой стороне жизни святого, мы должны держать в памяти тот факт, что в его годы государства в привычном нам виде попросту не существовало. Да, он был великим князем, но, как мы все помним из школьных уроков истории, статус великого князя не означал безоговорочного подчинения всех других князей воле его носителя, у великого князя не было той монополии на насилие, которое есть у современных нам государств. Другие же князья жили, как правило, исключительно интересами своего удела, с одной стороны, это понятно и естественно, а с другой — они становились лёгкой целью для любого захватчика.
Собственно, нечто подобное мы можем наблюдать и в церковной жизни. В нашей маленькой по численности населения епархии немало монастырей и приходов, каждый из которых представляет собой целый мир, настоятели и настоятельницы заботятся о вверенном их попечению церковном уделе, и при этом их мало касаются интересы и проблемы других приходов и монастырей. Благо, у нас есть центральная церковная власть, без воли которой не может существовать никакой монастырь и приход, каким бы автономным он себя не ощущал, каким бы харизматичным не был его руководитель, и какими бы материальными ресурсами он не обладал. Но даже в нашей ситуации достижение некой единой цели, превосходящей локальные цели конкретного монастыря или прихода, даётся с большим трудом, ведь труд над общей целью означает ущемление локальных интересов, а это делать очень непросто, если нет чёткого понимания того, какую пользу принесёт осуществление общей цели для конкретного монастыря или же прихода. Впрочем, даже если кто-то не в состоянии увидеть в общем благе благо личное, у нас есть административный ресурс, который можно использовать в крайних случаях.
Святой благоверный князь жил в очень похожей ситуации, правда, её острота и масштаб совершенно несопоставим с нашими. Ему приходилось держать в единстве не отдельные юридические лица, а весьма свирепых и диких удельных князей средневековья, ему приходилось защищать не осознающие ещё своего единства русские земли от общего врага, причём врага настолько бесчеловечного, что само его литературное описание не может не вызывать отвращения. Великий князь справлялся с той задачей, которую на его плечи возложил Бог.
Церковь однозначно свидетельствует, что у Александра Невского ничего бы не получилось, если бы не его вера. Вера помогла ему не только в его жизни, но и в смерти, ведь он в конечном итоге обрёл ту кончину, о которой молятся все христиане — кончину непостыдную и мирную, и именно её мы сегодня вспоминаем. Ещё апостол Павел призывал взирать на кончину живших прежде нас святых, и подражать вере их (см. Евр. 13, 7), подражание же вере святого князя Александра заключается и в умении жить не только своими частными интересами, но интересами всего народа, думать не только о себе, но и о своих ближних даже тогда, когда сами ближние оказываются недостойными такой о них заботы. Это путь Христов, который избрал святой благоверный князь Александр Невский, и этот же путь надлежит избрать и нам, если, конечно, мы хотим обрести ту же блаженную участь, которую обрёл наш величайший земляк.