В Неделю 17-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

20 октября 2024 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Среди евангельских чтений немало таких отрывков, которые не столько дают нам пищу для размышлений, сколько способны вызвать некоторое огорчение, связанное с тем, что описанное на страницах Евангелия происходит не в наше время и не с нами. Сегодня во время Литургии прозвучал один из таких отрывков: в нём шла речь о воскрешении Господом Иисусом Христом сына наинской вдовы. Мы с вами прекрасно понимаем, что и в наше время есть немало вдов, которые вынуждены хоронить и своих детей. Бывают и очень трагические ситуация, когда за короткий промежуток времени умирают и муж, и дети, а женщина остаётся одна. Случаются и иные комбинации, но суть та же: была полноценная семья, и вдруг человек становится одиноким. У такого человека нет шансов встретить Христа во время похорон своего близкого человека, и Господь не воскресит умершего на его глазах.

С одной стороны, мы веруем и исповедуем, что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), с другой — совершенно очевидно, что образ действия Спасителя по отношению к человечеству в наши дни существенно отличается от того, который описан евангелистами, а потому возникает вопрос относительно евангельских отрывков, подобных прозвучавшему сегодня: чему они могут нас научить и могут ли они нас утешить в минуты отчаяния и горя?

Думаю, ответ на эти вопросы заключён в одном кратком, но очень важном слове, которым евангелист Лука описал отношение Спасителя к вдове, это слово «сжалился» (см. Лк. 7, 13). Господь, увидев горе женщины, не смог пройти мимо, Он не стал учить о бессмертии души человека, не стал говорить о всеобщем воскресении, не стал как-либо объяснять раннюю смерть сына вдовы, не стал Спаситель и говорить о грехах несчастной женщины, которые послужили причиной её трагедии. Он пожалел её, и сделал то, что было способно самым радикальным образом изменить состояние женщины.

В Евангелии мы не найдём какого-то иного образа действий Христа, всегда, сталкиваясь с человеческим горем, Спаситель проявляет жалость. Проявляет Он её и тогда, когда речь идёт не о горе, а о неудобной ситуации, так, к примеру, было во время свадебного пира в Кане Галилейской.

Нам не дано достоверно знать, почему в наши дни Христос не воскрешает наших усопших, но мы знаем иное: Господь по-прежнему склоняется к боли человека и делает всё, чтобы её уврачевать, Он по-прежнему проявляет жалость к нам. Воскрешённый сын наинской вдовы в конечном итоге снова умер, как умер и воскрешённый Спасителем Лазарь, получается, что то утешение, которое Господь дал людям, воскресив дорогих их сердцу умерших, было временным, тогда как у Спасителя есть власть дать утешение иного рода: то, которое продлится в вечности. Он даёт нам такое утешение во всякой нашей скорби, в том, конечно, случае, если мы обратимся к Нему с мольбой о милости к нам. Такая мольба нужна не Ему, ведь Сердцеведец Бог прежде нашего прошения знает о наших нуждах и видит нашу боль, жалеет нас прежде нашего к Нему обращения, она нужна нам, без неё мы попросту не способны понять и принять любовь Христа. Думаю, всецелое и постоянное милосердие Божие к нам — вот тот урок, который мы можем и должны усвоить из прозвучавшего сегодня во время Литургии евангельского отрывка.

Похожие публикации