26 сентября 2024 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Василий Попа.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Андрей Васильевич Брызгалин был удостоен медали прп. Даниила Переславского III степени.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!
Среди множества слов, которые прозвучали сегодня во время богослужения, особняком стоят слова из книги Притчей Соломона, отрывок из 3-й главы этой библейской книги был прочитан в качестве одной из паремий праздничной вечерни. Интересен он тем, что в нём нет ни о слова о Кресте Христовом или же о Самом Спасителе мира. Прозвучавший отрывок книги Притчей был посвящён, как кажется, напрямую не связанным с нынешним церковным торжеством темам: он был сосредоточен вокруг размышлений о мудрости, о надежде на Бога и о наказаниях, ниспосылаемых Богом.
К тем вызовам, проблемам и трагедиям, которые с неизбежностью вторгаются в жизнь любого человека, можно относиться по-разному. Можно видеть в них какую-то нелепую случайность, можно видеть проявление злобы вечного противника рода человеческого, можно обвинять самих себя и заниматься самобичеванием, можно видеть происки нехороших людей, а можно и попросту всеми силами делать вид, что ничего не происходит, и что всё в порядке.
Вариантов — множество, есть возможность выбрать любой из перечисленных или же предложить свой. Но ни один из наших обычных способов реакции на внешние вызовы не упоминает книга Притчей.
Эта книга говорит так: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3, 11). Иными словами, для человека, который солидарен с библейским взглядом на мир, любые невзгоды, сложности и трагедии — это ни что иное, как наказание Господне. Но здесь, конечно, необходимо оговориться: слово «наказание» здесь не означает приведение в исполнение приговора, не означает мести Бога непослушному человеку, это слово происходит то слова «наказ» и означает поучение, и именно о поучении идёт речь в греческом тексте книги Притчей. Да, иногда такое поучение бывает жёстким, иногда даже жестоким, но это поучение. Книга Притчей предлагает видеть в этом аналог того воспитательного воздействия, которому подвергаются дети своими родителями, но, конечно, нам следует помнить, что здесь подразумеваются идеальные родители, которые не способны на педагогическую ошибку, а не какие-нибудь самодуры.
В детстве нам многое было непонятно. Непонятны были и некоторые действия родителей. Ограничения, которое они на нас накладывали, их строгие слова и грозные взгляды, — всё это обрело свой смысл только сейчас, в нашей взрослой жизни. И, конечно же, мы благодарны своим родителям за то, что они для нас сделали.
Так и в отношении с поучениями Бога. В отношении к Нему — мы дети. Неразумные, шаловливые, иногда хитрые, а иной раз и злые, но — дети, нежно Им любимые несмотря ни на что, окружённые Его заботой вне зависимости от степени нашей греховности. Ну а совершенно очевидным это сделается тогда, когда мы станем в полной мере взрослыми, то есть тогда, когда, как выразился апостол Павел, достигнем меры «полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Ну а пока Бог призывает нас вспомнить своё детство и просто поверить Ему.
Несложно догадаться, почему в праздник Воздвижения Креста Господня Церковь предлагает нам задуматься об этом отрывке книги Притчей: конечно же, Господь наш Иисус Христос не нуждался ни в каком научении, всё, что с Ним произошло, произошло ради нас, ради нашего спасения, и Спаситель сумел принять волю Бога-Отца о Себе. Вспоминая Крест Христов, мы вспоминаем и послушание Спасителя, которое должно для нас стать примером подражания, особенно же тогда, когда происходящее с нами сложно понять и принять.