12 сентября 2024 года, в день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Владимир Бучин, почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), протоиерей Андрей Уфимцев, иеромонах Илия (Кропанов), протоиерей Сергий Шубин, иеромонах Глеб (Быкадоров), игумен Пантелеимон (Королёв), иеромонах Тихон (Батурин), священник Антоний Зверков, священник Алексей Талалаев, священник Алексей Великанов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Александр Гагарин.
За богослужением владыка совершил священническую хиротонию диакона Александра Гагарина, хиротесию во чтеца и иподиакона и диаконскую хиротонию Павла Гайдарова.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Сергей Владимирович Шеманаев был удостоен медали прп. Даниила Переславского III степени.
Архиерейской грамоты был удостоен Сергей Владимирович Конев.
Также за культурно-просветительскую деятельность, сохранение и преумножение традиций воспитания подрастающего поколения на примерах доблести и славы русского воинства и личный вклад в развитие патриотического проекта «Переславль-Залесский — родина Александра Невского» были вручены почётные грамоты Фонда Андрея Первозванного экскурсоводам города Переславля:
- Наталье Ивановне Ивановой, руководителю сообщества экскурсоводов г. Переславля-Залесского;
- Татьяне Владимировне Лебедевой;
- Юрию Игоревичу Гусеву;
- Людмиле Викторовне Маркиной;
- Анне Николаевне Грушевич;
- Нине Анатольевне Корчагиной.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского!
Александр Невский — этот тот святой и тот герой отечественной истории, о котором невозможно не знать. Он буквально повсюду: его имя мы слышим в названиях храмов, о нём говорят учёные, его упоминают политики, в храмах возносятся молитвы к нему. Однако, как мы знаем, оценки его эпохи и плодов его деятельности бывают очень разными. Кто-то убеждён, что Александр Невский определил самобытный путь России и заложил фундамент её духовной свободы, кто-то критикует его действия, и говорит, что именно Александр Невский стал причиной отрыва России от Европы. Конечно, у нашей Церкви есть свой взгляд на историю и на святого благоверного князя, мы полагаем, что духовная свобода несопоставимо дороже свободы внешней, а потому и политику Александра Невского мы расцениваем как единственно верную.
Такое отношение берёт своё начало из 10-й главы Евангелия от Матфея, в которой Господь наш Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, среди прочего произнёс и такие слова: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Далее Господь объяснил, почему это именно так, Он сказал, что у верующего во Христа человека «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30), следовательно, с таким человеком не может произойти что-то такое, что шло бы вразрез с волей Божией. Да, сам человек может через свой грех повредить себе, но если мы стараемся блюсти свою совесть в чистоте, то и бояться совершенно нечего.
Эти Христовы слова можно прилагать только к отдельному человеку, но можно их прилагать и к сообществу верующих, то есть к тому государственному образованию, которое существовало во время жизни святого князя Александра Невского. Церковь, оценивая политическую деятельность Александра Невского, видит, что он поступал именно так: он уклонялся от того, что может погубить душу народа, но не боялся имеющих власть лишь над телом, в конечно же итоге он сам стал исполнением этих Христовых слов — тело его умерло, а душа осталась живой. И почитание благоверного князя — ещё одно свидетельство истинности слов нашего Спасителя.
Впрочем, ни у кого из нас, к счастью, нет необходимости мыслить масштабами всего народа и нет необходимости принимать те решения, которые касаются миллионов, мы отвечаем только за самих себя и отчасти за тех, с кем свёл нас Господь. Собственно, и Христос Своими словами указывал апостолам обращать внимание в первую очередь на собственные души и на собственные отношения с Богом, и здесь святой благоверный князь может быть нам замечательным помощником: он показал, к чему в конечном итоге приводит исполнение евангельских слов — в первую очередь, к славе Царства Христова, а иногда и к славе земной.
Дай Бог, чтобы мы не забывали об этом примере, чтобы вдохновлялись им, и всегда избирали то, что полезно для наших бессмертных душ!