11 сентября 2024 года, в канун дня празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Александр Гагарин.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святого благоверного великого князя Александра Невского!
Сегодня мы с вами вспоминаем перенесение мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, это событие было следствием окончания Северной войны и подписания Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией. Конечно, для не очень хорошо знакомого с историей человека кажется очень странным, что подписание мирного договора послужило причиной перенесения мощей. Однако нам здесь стоит вспомнить, что император Пётр Великий, среди прочего, основал и построил новую столицу нашего государства, и он прекрасно понимал, что русская столица не может быть лишь административным центром, она должна быть и центром духовным. Кроме этого понимания, были и сугубо светские основания для перенесения мощей: Пётр хотел подчеркнуть явленную победой в Северной войне преемственность российской власти — от благоверного князя-воина до победоносного императора, и если следовать этой логике, то они оба должны быть в одном городе — в Санкт-Петербурге.
С перенесением мощей в Санкт-Петербург связаны и существенные изменения в богослужебном почитании святого благоверного князя: появились новые богослужебные тексты, которые по замыслу императора должны были вытеснить собой службу на день преставления Александра Невского, день перенесения мощей должен был стать единственным днём церковного чествования благоверного князя; тогда же был издан запрет на изображение Александра Невского в монашеском облачении — императору не нужен был монах, ему нужен был воин и государственный деятель.
Мы знаем, что какие-то из радикальных инициатив Петра Великого принесли свои плоды, о каких-то мы вспоминаем как об исторических курьёзах, но самое главное было успешно осуществлено: мощи перенесены, и этот день стал центральным днём богослужебного прославления святого князя.
Когда мы читаем исторические документы, касающиеся перемещения святынь, то сами святыни в них выступают в качестве объектов, то есть, если говорить о перенесении мощей Александра Невского, не было никаких знамений от самого благоверного князя, свидетельствующих, что есть воля князя на перенесение его мощей. Перенесение — это осуществление политической воли императора, а потому, конечно же, сложно не задаваться вопросом о том, как это действие соотносится с волей Божией.
Ответом нам будут все те случаи, когда люди попытались переместить святыню, но у них это не получилось. В качестве библейского примера столь безрассудного действия можно вспомнить похищение Ковчега Завета филистимлянами, описанное в Первой книге Царств, это похищение привело к различным бедствиям среди филистимлян, и они вынуждены были вернуть святыню израильтянам. Из истории нашей Церкви мы знаем о множестве схожих историй, знаем, что святыня сама избирает место своего пребывания.
Да, иногда такой выбор осуществляется напрямую, иногда — через людей, в том числе и людей, обладающих высшей государственной властью, при этом сами эти люди могут и не осознавать, что они являются инструментом в руках Божиих.
История перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург напоминает нам об очевидной для христиане истине: Бог может действовать в нашем мире самыми разными способами, иногда и такими, которые нам крайне сложно понять и принять.
Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и не смущались тогда, когда сталкиваемся с тем, что мы не в силах понять, и на что не в силах повлиять.