8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице и день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Антоний Зверков, священник Александр Серов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
За Литургией была совершена диаконская хиротония иподиакона Александра Гагарина.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с воскресным днём и с днём чествования Владимирской иконы Божией Матери!
Думаю, мы все прекрасно знаем причину, по которой Церковь установила нынешнее торжество в честь Владимирского образа Пречистой Девы: оно установлено в память о чудесном избавлении Москвы от татарского нашествия в 1395 году, в тот день, когда город встречал принесённую из Владимира Владимирскую икону, Тамерлан принял решение отвести свои войска от Москвы. Безусловно, что для христиан это явный знак милости Божией, явленной нам через заступничество Пресвятой Девы.
Однако историческая наука не знакома с понятием милости Божией, равно как не знакома она и со словом «заступничество», историческая наука пытается найти рациональные объяснения действиям Тамерлана, и, скорее всего, у Тамерлана действительно были свои причины для отвода войск от Москвы, к примеру, такой причиной могли быть бунты среди ранее покорённых народов, и необходимость воспрепятствовать этим бунтам обрести силу.
В интерпретации спасения Москвы сложно не заметить конфликт между церковной и научной версиями. Впрочем, этот конфликт, конечно же, не имеет под собой основания, ведь он не берёт во внимание особенности метода исторической науки, а также забывает, что Бог, как правило, являет Себя в нашем мире не через какие-то эффектные знамения, а через Своё действие в людях, и здесь нам стоит вспомнить, что сама идея принесения Владимирской иконы в Москву была следствием покаянного настроя русских людей.
Мы знаем, что история несостоявшегося захвата Москвы Тамерланом — это далеко не единственная история, в которой всенародное покаяние и искренняя молитва в буквальном смысле ломали ход событий, все подобные исторические свидетельства восходят в описанном в книге Ионы покаянии жителей Ниневии. В книге Ионы, как вы, полагаю, помните, рассказывается о том, что жители огромного города деятельно откликнулись на проповедь совершенно незнакомого им человека, призвавшего их к покаянному деланию, в результате же уже намеченное Богом наказание было отменено. Книга Ионы предельно ясно показывает, что судьбы целых народов могут быть изменены покаянием, история Владимирского образа Пресвятой Девы говорит о том же самом.
Любое бедствие, любая катастрофа или же война должны нас подвигать к тем действиям, которые мы видим в древней Ниневии и у наших предков в конце XIV века: к покаянию, к осмыслению жизни, мы должны понимать, что настоящее — это всегда следствие прошлого, а неприятное настоящее — это результат накопленных ранее ошибок, и, в первую очередь, ошибок нравственного свойства.
Дай Бог, чтобы мы это осознавали, и, осознавая, в любой неприятной ситуации в первую очередь обращали внимание на своё духовное состояние, чтобы мы пытались его исправить искренним покаянием, и если мы станем поступать таким образом, то Всемилостивый Господь наш Иисус Христос предстательством Своей Пречистой Матери исправит неисправимое, исцелит неисцельное, и поможет нам обрести путь в Его Царство.